Лекция № 7. Психодиагностическая технология
(Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2001 г.
Технологическая последовательность психодиагностики.
1. Выявление психодиагностических проблем, существующих в педагогической практике:
1.1 оценка ситуации – сбор данных, получаемых путём регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни с использованием экспертных оценок;
1.2 статистическая обработка результатов опроса экспертов и концептуальный анализ.
2. Постановка цели, соответствующей выявленной проблеме.
3. Разработка системы исследовательских задач, позволяющих детализировать и операционализировать цели диагностики.
4. Выбор диагностических средств, исходя из цели, задач, объекта и предмета исследования, ограничений по времени, ресурсам.
5. Разработкадетализированного сценариядиагностического обследования:
5.1 организация и проведение процедур сбора информации – кто, где, когда, в какое время и т. п.;
5.2 как будут обрабатываться результаты диагностики – по каждому испытуемому, по группам, по нескольким группам и т. п.;
5.3 для какой категории специалистов или испытуемых будут разрабатываться рекомендации (индивидуальные, для групп, для педагогов, родителей и т. п.);
5.4 предположение о том, какие методы профилактики, коррекции могут использоваться в дальнейшем.
6. Проведение обследования по разработанному сценарию.
7. Статистическая обработка полученной информации:
7.1 обработка результатов по каждой методике, используя ключи;
7.2 обработка результатов с использованием методов математической статистики (уменьшение количества анализируемых переменных, представление информации в наглядном виде, выявление скрытых тенденций диагностируемого признака и другое).
8. Интерпретацияполученных результатов в категориях доступных
8.1 неспециалисту – испытуемым, педагогам, родителям;
8.2 специалисту.
9. Разработка рекомендаций по
9.1 психологическим терапиям (арт-терапия, сказка-терапия, цвето-терапия, драма-терапия, песочная терапия и др.);
9.2 коррекции определённых качеств личности;
9.3 развитию конкретных психических процессов и умений личности.
Лекция № 8. Планирование психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении: содержание и этапы.
Содержаниепсихолого-педагогической деятельности
1. психолого-педагогическая диагностика как основа для разработки рекомендаций по оптимизации психологического развития личности;
2. контроль за динамикой развития детей в образовательном учреждении;
3. коррекционная и развивающая работа
предупреждение возможных отклонений в развитии детей в ОУ;
определение программ работы с обследованными детьми с целью оптимизации условий психического развития;
оценка эффективности психолого-педагогических мероприятий.
Этапы психолого-педагогической деятельности:
- изучение запроса образовательного учреждения;
- формулирование психологической проблемы;
- выдвижение гипотезы о возможных причинах наблюдаемого феномена;
- выбор методов диагностики;
- применение отобранных методик;
- формулировка диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития личности;
- разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;
- реализация п. 7;
- контроль за п. 8.
И.С.Зимина, И.А.Ахьямова /Технология
диагностического исследования в
образовательном учреждении:
Учебное пособие.-Екатеринбург:
Уральский гос.ун-т.-2006.-201с.