Лекция № 7. Психодиагностическая технология

(Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2001 г.

Технологическая последовательность психодиагностики.

1. Выявление психодиагностических проблем, существующих в педагогической практике:

1.1 оценка ситуации – сбор данных, получаемых путём регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни с использованием экспертных оценок;

1.2 статистическая обработка результатов опроса экспертов и концептуальный анализ.

2. Постановка цели, соответствующей выявленной проблеме.

3. Разработка системы исследовательских задач, позволяющих детализировать и операционализировать цели диагностики.

4. Выбор диагностических средств, исходя из цели, задач, объекта и предмета исследования, ограничений по времени, ресурсам.

5. Разработкадетализированного сценариядиагностического обследования:

5.1 организация и проведение процедур сбора информации – кто, где, когда, в какое время и т. п.;

5.2 как будут обрабатываться результаты диагностики – по каждому испытуемому, по группам, по нескольким группам и т. п.;

5.3 для какой категории специалистов или испытуемых будут разрабатываться рекомендации (индивидуальные, для групп, для педагогов, родителей и т. п.);

5.4 предположение о том, какие методы профилактики, коррекции могут использоваться в дальнейшем.

6. Проведение обследования по разработанному сценарию.

7. Статистическая обработка полученной информации:

7.1 обработка результатов по каждой методике, используя ключи;

7.2 обработка результатов с использованием методов математической статистики (уменьшение количества анализируемых переменных, представление информации в наглядном виде, выявление скрытых тенденций диагностируемого признака и другое).

8. Интерпретацияполученных результатов в категориях доступных

8.1 неспециалисту – испытуемым, педагогам, родителям;

8.2 специалисту.

9. Разработка рекомендаций по

9.1 психологическим терапиям (арт-терапия, сказка-терапия, цвето-терапия, драма-терапия, песочная терапия и др.);

9.2 коррекции определённых качеств личности;

9.3 развитию конкретных психических процессов и умений личности.

 

 

Лекция № 8. Планирование психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении: содержание и этапы.

Содержаниепсихолого-педагогической деятельности

1. психолого-педагогическая диагностика как основа для разработки рекомендаций по оптимизации психологического развития личности;

2. контроль за динамикой развития детей в образовательном учреждении;

3. коррекционная и развивающая работа

предупреждение возможных отклонений в развитии детей в ОУ;

определение программ работы с обследованными детьми с целью оптимизации условий психического развития;

оценка эффективности психолого-педагогических мероприятий.

Этапы психолого-педагогической деятельности:

  1. изучение запроса образовательного учреждения;
  2. формулирование психологической проблемы;
  3. выдвижение гипотезы о возможных причинах наблюдаемого феномена;
  4. выбор методов диагностики;
  5. применение отобранных методик;
  6. формулировка диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития личности;
  7. разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;
  8. реализация п. 7;
  9. контроль за п. 8.

И.С.Зимина, И.А.Ахьямова /Технология

диагностического исследования в

образовательном учреждении:

Учебное пособие.-Екатеринбург:

Уральский гос.ун-т.-2006.-201с.