Методы диагностики специальных способностей.
Специальные способности классифицируются на 4 группы:
- сенсорые;
- моторные;
- технические;
- профессонализированные.
К сенсорным способностям относят: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Стандартизированные методы разработаны для изучения слуха и зрения. Строгий тест, в котором соблюдаются стандартизированные условия тестирования зрения, называется тест Орто-Рейтера. Кроме этого, используется специальная аппаратура для восприятия зрительных стимулов для изучения скорости простой сенсорно-моторной или сложно-моторной реакции и др.
Для изучения слухового анализатора человека используют методы и тесты направленные на различение громкости, высоты, тембра звука, выделение сигналов из шумового фона и др. Для этой цели используют раздражители: чистый звук, шумы, человеческий голос, произносящий цифры, слова, фразы. Например, тест Сингора – тест музыкальной одарённости, включает серию заданий на изучение восприятия силы звука, его интенсивности, тембра.
Моторные способности диагностируются при профотборе, особенно в спорте. Изучается скорость, темп, точность движения, зрительно-моторная координация, ловкость движений пальцев рук, тремор, точность мышечных усилий и т. д.
Для определения моторных способностей детей 4 – 16 лет применяется тест Озерецкого – двигательный тест, разработанный в 1921 г. Задания в данном тесте расположены по возрастным уровням и предназначены для изучения моторных способностей разного типа (стпмульный материал – нитки, иголки, катушки, мячи, бумага)
Особенностями моторных способностей является отсутствие некоего общего фактора, общей моторной одарённости.
Для выполнения большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, но существуют и бланковые методики.
Высокая тренированность моторики и специфических моторных функций усложняет создание высоконадёжных тестов (надёжность таких тестов примерно 0,7 – 0,8, а валидность – менее 0,7 – 0,8, т. е. невелика).
Технические способности – проявляются в работе с оборудованием или его частями. Доказано, что наряду с некой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одарённость, существуют независимые факторы: пространственное представление и техническое понимание.
Пространственное представление – способность оперировать зрительными образами, например – при восприятии геометрических фигур.
Техническое понимание – способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать, находить общее и различия.
В соответствии с таким разделением создаются различные типы тестов для выявления технических способностей. Например: для первых тестов использовался стимульный материал – отдельные детали; из них необходимо было собрать что-либо (принцип детского конструктора). Тесты таких типов направлены на выявление знаний, опыта накопленного испытуемым.
Профессионализированные способности. К ним относят музыкальные, художественные, артистические, конторские способности и другие. Для каждой профессиональной группы создаются свои тесты.
Художественные способности диагностируются с помощью экспертных оценок (метод экспертных оценок), выставляемых специалистами высокого уровня, например членами отборочной комиссии образовательного учреждения.
Для некоторых видов этих способностей разработаны стандартизированные тесты. Тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства и его продуктивность, т. е. технику и мастерство исполнения. В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать правильный ответ или предпочтительный (из 2-х и более вариантов). Варианты изображения в тестах – картины известных художников или сюжеты, отобранные группой экспертов, эталонное изображение даётся на фоне одного или нескольких искажений, где нарушены критерии, принципы искусства.
В настоящее время, для диагностики художественных способностей используется тест суждений в искусстве Мейера, опросник художественных способностей Хорна и др.
Уровень достижений в учебной деятельности диагностируется с использованием тестов успешности или достижений, так называемых критериально-ориентированных тестов. Тесты успешности или достижений позволяют определить успешность овладения знаниями, умениями и навыками по конкретной предметной области и отличаются целями применения.
Подробнее: Психологическая диагностика. Учебное пособие./Под рад. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М,: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 368 с.