Интерпретация результатов.
Методика проведения.
Рисунок несуществующего животного.
Рисунок семьи.
Рисунок человека.
1.1 возрастные закономерности,
1.2 когнитивные проблемы,
1.3 эмоциональные особенности,
1.4 сферу общения,
1.5 сферу социальных отношений,
1.6 сексуальную сферу,
1.7 признаки возможных психических патологий.
2.1 иерархию отношений,
2.2 семейные роли,
2.3 внутрисемейные контакты,
2.4 конфликтные отношения в семье,
2.5 агрессию в семейных отношениях.
3.1 эмоциональные особенности,
3.2 сферу общения,
3.3 агрессивность,
3.4 реакцию на эмоциональную нагрузку,
3.5 признаки возможных психических патологий.
Тест - рисунок человека.
1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка), черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.
2. Возраст – начиная с 4-х лет.
3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).
4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.
5. Инструкция:
- «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (для маленьких детей: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше»).
- Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе? и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите».
- Если вопросы противоречат инструкции (например, можно изобразить только лицо или робота), то её частично повторяют: «Нет, нарисуй всего человека, целиком», «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».
- Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (изображает только лицо или робота), его не прерывают до окончания рисунка. Но по окончанию работы, предлагают новый лист бумаги и повторяют инструкцию полностью: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».
- Если обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, не умеет рисовать, то необходимо его ободрить и сказать, что вам интересны любые рисунки (хорошие или не очень).
1. Возрастные закономерности:
3 года – рисунок головонога;
3 -6 лет – схематичное изображение с детализацией;
8 – 9 лет – схематичность и пластичность изображения уравновешиваются;
12 – 14 лет – пластичность изображения, но половые признаки выражены слабо;
старший подростковый и юношеский возраст – половы признаки часто особо подчёркиваются.
2. Когнитивная сфера – определяется по способу изображения и числа основных и дополнительных деталей.
2.1 Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги.
2.2 Второстепенные детали: уши, волосы (шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).