Лекция № 4. Теория ведущих тенденций личности

Виды валидности.

1. Теоретическая валидность – относится к самой методике, т. е. необходимо доказать, что методика измеряет то свойство, которое необходимо.

2. Прагматическая валидность – относится к методике как измерительному инструменту, т. е. насколько методика (инструмент) эффективна и действенна. Для проверки новых методик используются независимые критерии.

Виды валидности по учебнику Дружинина В. И., Экспериментальная психология, С-Пб, 2003 г.

1. Очевидная валидность – у испытуемого складывается впечатление, что он измеряет то, что нужно измерять.

2. Конкретная валидность – корреляция с другими методиками измеряющие те же признаки.

3. Прогностическая валидность – результаты методики должны коррелироваться с отдалёнными во времени внешними критериями (например: а) педагогически запущенные дети – что будет в будущем; б) уровень интеллекта – прогноз дальнейшего развития и др.).

4. Содержательная валидность – относится к тестам достижений, т.е. тестовые задания и в целом тесты различных уровней должны соответствовать содержанию обучения и уровню усвоения ЗУН.

5. Конструктивная валидность – предполагает полное описание измеряемой переменной, выдвижение системы гипотез о связях с другими переменными, эмпирическое подтверждение или неподтверждение гипотезы.

Кроме этого вводятся следующие критерии качества психологических методик.

Достоверность – предполагает устойчивость измерительной процедуры и фальсификации (подделки), для чего в методику вводятся шкалы лжи, аггравации, коррекции, а также супервопросы (поведение – предпочтение).

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т. е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

 

ТЕОРИЯ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ личности (Собчик Л. Н.)

Многолетние исследования автора данной монографии подтвердили важ­ное значение врожденных свойств в формировании личности и показали, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по от­ношению к явлениям окружающего мира и собственный стиль усвоения полу­ченной информации создают базу для формирования разных, по-своему не­повторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспро­изведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, пе­реживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низ­кие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высо­кие («вершинные») уровни личности, каковыми являются социальная направ­ленность и иерархия ценностей человека. Понятие «ведущая тенденция» — более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

«Ведущая тенденция» — это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средо­вых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повы­шенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональ­ное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способство­вать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревож­ность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям. Ана­логичный вывод можно сделать и о других индивидуально-личностных тен­денциях; в зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), перед нами или од­нозначный (однокорневой), или многозначный, мозаичный личностный пат­терн. По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности — базо­вые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния. А по горизонтали тенденция вклю­чает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных под­структурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Эмоциипредставляют собой индивидуальный стиль переживания, субъек­тивную чувствительность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности — неудовлет­воренности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособ­ления к среде. Естественно, есть нижележащие и высокоорганизованные уров­ни эмоциональных переживаний, но первичный уровень эмоций достаточно примитивен и лежит в основе эмоционально-динамического фундамента как преобладающая характеристика эмоционального паттерна.

Под мотивациейв рамках теории ведущих тенденций подразумевается не устремленность к конкретному объекту, который отвечает той или иной по­требности человека и побуждает его к деятельности (А. Н. Леонтьев), а побу­дительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Моти­вационная сфера может быть образно представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность активности индивида, уходящей своими корнями в бессознательное. Улиц сильного, гиперстеничес-кого склада преобладает направленность на достижение успеха, на самореали­зацию и удовлетворение эгоистических потребностей. У лиц слабого, гипосте-нического склада ведущей является мотивация избегания неуспеха, ухода от конфликта с окружением, эгоистические тенденции в большей степени сдер­живаются, подавляются установками на соответствие ожиданиям социально­го окружения. У эмотивных, тревожно-экстравертных личностей превалирует мотивация, направленная на эмоциональную вовлеченность, на общение в тех кругах, где возможна самодемонстрация. У личностей ригидного склада моти­вация ориентирована на отстаивание собственной позиции и сохранение сво­их социоэкономических интересов.

Когнитивный стильопределяется типом восприятия, переработки и воспро­изведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций. Личности, формирующиеся в условиях ригидных, тугоподвижных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием спо­собностей в области цифр, четких схем, конкретных формул и конструкций. Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа отличается преоблада­нием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного воспри­ятия. Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (сло­весный) материал и проявляют способности больше в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. Активные спонтанные личнос­ти отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления.

Индивидуальный стиль межличностного поведениятакже находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежат все те же ведущие тенденции. Тревожные интроверты отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением, зависимой от лидирующей личности позицией в группе. Ригидные (интровертно-инди-видуалистичные и педантичные) личности проявляются трудно корригируе­мым субъективизмом, который приводит или к конфликту с окружением, или к уходу от контактов. Эмотивные личности отличаются выраженной вовлечен­ностью в межличностные отношения при заметном стремлении найти у груп­пы признание, занять значимую социальную позицию. Спонтанные (экстра-вертно-активные) личности стремятся к независимости и лидированию, проявляют высокую предприимчивость в деловых отношениях.

В совокупности все эти категории — мотивация, эмоциональные особен­ности, тип мышления и стиль межличностного поведения — составляют ин­дивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируется личность.

Выделить понятие личность лишь как отражение социальных аспектов су­ществования человека, выбросив все, кроме интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей, значит лишить личность индивидуаль­ного стиля, приравнять ее к социально желательной модели, обезличить. Лишь теоретически мы можем разграничить конституцию человека, особенности его темперамента, характер и социальные установки. Трудно с абсолютной точно­стью сказать, когда впервые мы можем говорить о проявлении некоторых ус­тойчивых личностных свойств и о полностью сформированной личности. Из­вестно, что у девочек легкое вхождение в социальные роли обнаруживается гораздо раньше, чем у мальчиков, не говоря уже о том, что взрослые люди (чаще — мужчины) до старости лет могут отличаться чертами эмоциональной незрелости, которая влечет за собой трудности социальной адаптации, прояв­ляющиеся алкоголизацией или противоправным поведением. Поэтому «лич­ность» следует понимать как целостное образование.

Личность — это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, в которой на всех уровнях развития и формирования самосознания проявляется ведущая тенденция, придающая индивидуальную окраску таким структурным компонентам, как мотивационная направленность, эмоциональная сфера, стиль мышления и способ общения с окружающими. Личность открыта внешним воздействиям и обладает свойством динамичности, реагируя на измене­ния среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей ин­дивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но за­висят также от индивидуального тропизма, то есть избирательности, неосоз­нанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира.

Проведенные автором данной монографии исследования неопровержимо свидетельствуют о том, что эмоции и мотивация развиваются параллельно и ни одна из этих психических функций не является первичной по отношению друг к другу. Поэтому можно считать беспочвенным долгий спор П. В. Симо­нова и Б. Г. Додонова: первый из них считал, что мотивационные особенности первичны по отношению к другим психологическим особенностям, второй настаивал на том, что первичны эмоции. Автор же настоящей книги берется утверждать, что ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (то есть после рождения) форми­руются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения. Ведущая (преобладаю­щая) индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности — от индивидуально-типологической предиспозиции через черты характера к сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его иде­альное «Я» определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе воспитания и самосовершенствования. Самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживани­ями, мыслями и поведением окружающих лиц. Проявляясь на более первич­ных, несформированных уровнях самопонимания и самосознания, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личност­ные свойства. Когда на каждом этапе формирования личности эти свойства называют по-разному, это вносит путаницу в терминологию и усложняет по­нимание целостного образа личности. Если же условиться трактовать личност­ный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появится тот единый стер­жень,который придает индивидуальный стиль всем личностным аспектам на разных уровнях. Тогда базовые характеристики темперамента или характера, обнаруженные соответствующими тестами, найдут свое продолжение в лич­ностных особенностях, выявленных другими методиками, обращенными к более высоким уровням развития личности. Естественно, ведущие тенденции в процессе воспитания претерпевают известные изменения (заостряются или берутся под контроль и нивелируются), тем не менее они продолжают играть определяющую роль в переживаниях, поведении и познавательном стиле лич­ности. Если социально-привитые формы поведения составляют внешние атри­буты поведения, фасад личности, то именно ведущие тенденции лежат в основе непредсказуемого поведения в сложных ситуациях и в стрессе; будучи свое­временно выявленной, ведущая тенденция подсказывает путь усиления конт­роля и овладения ситуацией, необходимый для каждой конкретной личности.

Исследования также показали, что каждый человек обладает определенным диапазоном колебания (изменчивости)личностных свойств, то есть имеются гра­ницы, в пределах которых определенные характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет этих колебаний возможна определенная амор­тизация, способствующая приспособлению человека к меняющимся услови­ям окружающей его жизни.

Индивидуально-личностные свойства определяются ведущими тенденци­ями, которые уходят корнями в генетическую предиспозицию, формирующую конституциональные особенности и темперамент человека. Характер — это сплав конституционально заданных свойств человеческой психики с воспи­тывающим влиянием среды, которое не только сглаживает или усугубляет устойчивые индивидуальные свойства человека, но и формирует установку на самоконтроль. Высшие уровни личности — морально-нравственные устои, гражданское самосознание, иерархия ценностей — формируются не только благодаря культурно-историческому опыту социума, но в значительной степе­ни связаны с избирательностью каждого конкретного человека, обусловлен­ной определенным индивидуально очерченным набором ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху. Идеальное «Я», со­циальное лицо человека — это лишь верхушка айсберга, фасад, за которым скрывается реальное «Я». Реальное «Я» соответствует основному ядру целост­ного образа личности, именно оно ответственно за выбор, решения и поступ­ки человека, хотя нельзя отрицать и значительного влияния идеального «Я», которое часто носит характер гиперкомпенсаторно-установочных проявлений индивида и в большей степени зависит от влияния социума. Личность не явля­ется конструктом жестким, окаменелым, поэтому необходимо предусматри­вать определенные пределы его изменчивости. Открытая внешнему влиянию, личность вариабельна в пределах индивидуально очерченного диапазона ко­лебания личностных свойств, что и предопределяет адаптивные качества от­дельной личности, в то время как устойчивые характеристики, определяемые ведущими тенденциями, составляют основу профессиональной и социальной ориентации индивида, его психологической совместимости на ниве как лич­ной (семейной), так и общественно-производственной жизни.

Личность — понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высо­ком, более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии и совершенствовании психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Экспери­ментально-психологические и психодиагностические исследования, базиру­ющиеся на многолетнем опыте, показали существенную роль в структуре личности ведущих тенденций. Пронизывая всю структуру личности от основания до ее вершины, ведущие тенденции многое предопределяют в судьбе человека, заставляя его при прочих равных возможностях выбирать из всех предлагае­мых жизнью ценностей лишь те, к которым его притягивает как магнитом, так как именно они для него наиболее органичны, так как к ним у него есть опре­деленный тропизм, неосознанное влечение. Не входят непосредственно в струк­туру личности, но играют огромную роль в ее формировании и судьбе значимые окружающие и другие аспекты среды, то есть микросоциальные условия.

Для простоты представим себе систему «личность» как некое дерево — «древо личности». Почва, на которой оно произрастает, это — прародительский гено­фонд, то есть некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или по­немногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело­веку — загадка природы, которую могут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нра­вится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в том, что тесно связано с конституциональными свой­ствами человека, особенностями его темперамента. Ствол древа личности пред­ставляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, опре­деляемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности — с окружающими близкими людьми. Стволовая часть древа сим­волически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности, как эмоции, интел­лект, мотивация и коммуникативный стиль. Ни одна из этих подструктур не является более ранней (и следовательно, первичной) по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности — окра­шенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека. Крона древа личности охваты­вает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных усто­ев личности. Ее в значительной степени формирует окружение и среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Однако крона дерева рисун­ком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложен­ным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-куль­турные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других.

Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, мораль­но-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая само­достаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания. Но многие личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, так как люди по-разному воспринимают окружающую действительность в зависимости от индивидуально очерченного стиля восприятия и эмоционального отношения, что тесно связано с базовыми условиями, на фундаменте которых формируется личность. Имея в виду воспитание человека, Сократ говорил: «Не наполнить сосуд, но зажечь све­тильник!» Поэтому, изучая базисные структуры личности, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней лич­ности и в значительной мере задает основное направление сперва неосознан­ного влечения, а затем и сознательного выбора человека, что в конечном итоге определяет его судьбу и социальную активность.