Основные понятия психодиагностики.

Лекция № 1. Определение психодиагностики как научной дисциплины, её основные понятия.

 

Определение психодиагностики.

Гуревич К. М. – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Бурлачук Л. Ф. – (душа + способность распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Акимова М. К. – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практической деятельности.

 

1. Структура современной ПД

общая теория психологических измерений;

частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;

теории и методики оценивания.

2. Психометрия (душа + мера; понятие введено в 1734 г. Христианом Вольфом) – а) область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психологических явлений; б) область ПД, связанная с теорией и практикой измерения в психологии; выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам (см. «Понятие норм в ППД»).

3. Диагноз(распознавание, определение) – а) определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования; б) научное описание основных признаков, характеризующих что-либо.

Диагноз психологический – а) результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций (Бурлачук Л. Ф.); б) результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определённых достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования (Акимова М. К.).

4. Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

5. Задачи ПД:

5.1 диагностика;

5.2 оценка актуального состояния;

5.3 причины обнаруженного проявления и их место в структуре личности;

5.4 прогноз развития выявленного проявления (на практике – прогноз разбивается на отдельные периоды и используется длительное повторное наблюдение);

5.5 разработка рекомендаций.

6. Уровни диагностики (диагноза).

6.1 Симптоматический (или эмпирический) – констатация симптомов (симптом – признак, совпадение) или особенностей, на основании которых строятся выводы (не является собственно научным, так как симптом никогда автоматически не приводит к диагнозу).

6.2 Этиологический диагноз (вторая ступень) – установление симптомов и причин их возникновения.

6.3 Типологический диагноз (высший уровень) – определение места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности ( с учётом сложной структуры личности).

7. Функции психологической диагностики: научная и практическая (Акимова М. К.).

7.1 Научная – научно-исследовательская область ПД; включает деятельность по конструированию психодиагностических методик. Психодиагностические методики – это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

7.2 Практическая функция реализуется психологами-практиками и включает следующие виды деятельности: измерение, анализ, оценка индивидуальных особенностей человека или выявление различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. Совокупность этих видов деятельности называется постановкой диагноза, это во-первых; во-вторых, эти виды деятельности осуществляются ради решения определённых прикладных задач.

Примеры прикладных задач: 1) выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании; 2) отбор по психологическим и психофизиологическим качествам для эффективной профессиональной деятельности; 3) выявление профессиональной предрасположенности для оптимальной профориентационной работы; 4) создание нормального социально-психологического климата в коллективе или организации; 5) оказание индивидуальной психологической помощи личности и др.

8. Функции диагностики педагогического процесса (Шевандрин Н. И.):

8.1 установление обратной связи;

8.2 оценка результативности;

8.3 воспитательно-побуждающее воздействие;

8.4 коммуникативная (обмен информацией);

8.5 конструктивная (на основе диагноза – проектирование личности учащегося);

8.6 прогностическая (прогноз развития, интеллектуального или личностного роста; профессиональной направленности учащегося).

9. Сферы применения психодиагностических методов и методик:

- образование и воспитание; решение практических задач, таких как: контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; отбор в школя и классы с углублённым изучением определённых предметов; решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр); профессиональная ориентация и др.

- медицина (в психиатрических и неврологических клиниках); задачи: уточнение или постановка диагноза заболевания; оценка эффективности терапии; для целей трудовой, воинской и судебной экспертизы;

- психологическое консультирование; задачи: помощь индивиду;

- трудовая деятельность; задачи: помощь в выборе сферы труда;

- судебно-психологическая экспертиза; задачи: обеспечить качество судопроизводства, соблюдение прав и охраняемых законом интересов граждан;

- армия, милиция, спорт, коммерческие структуры.