Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
(по Л.И. Маленковой [32], с сокращениями).
1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело… Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии, при этом имеются в виду цели и задачи как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).
Например, в серии различных форм, посвященных единой цели – формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?». Его задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, прослушивание любимой музыки); 2) формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения (например, познавательного интереса – прим. Авт.) к различным музыкальным жанрам; 3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки».
2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия.
Например, пресс-конференция, дискуссия, вечер отдыха.
3. Создание психологического настроя.
Например, зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, написание необычного объявления, выпуск стенгазеты.
4. Предварительная подготовка[33]: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников, распределение ролей и поручений, определение места и времени проведения, роли каждого из участников, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики.
5. В проведении самого мероприятия важны такие его элементы, как начало для создания психологического настроя (и осознания целей предстоящей деятельности – прим. Авт.); содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели); аккордно-финальная часть, которая создает нужное эмоциональное состояние, провоцирующее потребность в дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого в дальнейшую повседневную жизнедеятельность.
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, анализ воспитательного результата, который может включать следующие элементы:
- мера достижения цели и решения стратегических и тактических задач;
- характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов;
- степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле;
- особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и т.д.);
- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;
- характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции;
- манера поведения, характер отношений с учащимися и т.д.;
- место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитательного процесса.
Приложение 6.