Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы

(по Л.И. Маленковой [32], с сокращениями).

 

1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело… Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии, при этом имеются в виду цели и задачи как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).

Например, в серии различных форм, посвященных единой цели – формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?». Его задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, прослушивание любимой музыки); 2) формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения (например, познавательного интереса – прим. Авт.) к различным музыкальным жанрам; 3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки».

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия.

Например, пресс-конференция, дискуссия, вечер отдыха.

3. Создание психологического настроя.

Например, зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, написание необычного объявления, выпуск стенгазеты.

4. Предварительная подготовка[33]: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников, распределение ролей и поручений, определение места и времени проведения, роли каждого из участников, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики.

5. В проведении самого мероприятия важны такие его элементы, как начало для создания психологического настроя (и осознания целей предстоящей деятельности – прим. Авт.); содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели); аккордно-финальная часть, которая создает нужное эмоциональное состояние, провоцирующее потребность в дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого в дальнейшую повседневную жизнедеятельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, анализ воспитательного результата, который может включать следующие элементы:

- мера достижения цели и решения стратегических и тактических задач;

- характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов;

- степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле;

- особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и т.д.);

- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;

- характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции;

- манера поведения, характер отношений с учащимися и т.д.;

- место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитательного процесса.


Приложение 6.