Основные понятия

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ИЗНАШИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Методы восстановления износов деталей и узлов

 

Для восстановления деталей в локомотивном депо применяют:

· электрическую дуговую сварку;

· газовую сварку;

· сварка порошковыми проволоками и наплавку.

При подготовке трещин под заварку концы их засверливают.

1) несквозные трещины подвергают U–образной разделке с применением электрода или газокислородного резака.

2) Для сквозных трещин обычно принимают V или Х–образную разделку ручным или пневматическим зубилом.

Если заварка трещины недостаточно для обеспечения прочности, необходимо усилить место заварки. Усиление следует производить по чертежам или инструкторским указаниям, утвержденными М. П. С.

Качество сварных швов и соединений контролируют внешним осмотром, ультразвуковыми и другими методами.

Для восстановления деталей применяют электролитические методы (железнение, омеднение, хромирование).

Электролитические методы применяют для восстановления:

· поверхностей валов, посадочных поверхностей колец подшипников и буксовых щитов тяговых двигателей (железнение);

· шеек коленчатых валов, стальных кулачков и шеек кулачковых валов групповых переключателей (хромирование);

· декоративно–защитных покрытий поручей и т. д. (никелирование);

· деталей электронных аппаратов от коррозии (цинкование).

Применяют также полимерные материалы:

· для заделывание трещин;

· защиты от коррозии;

· декоративные покрытия (синтетические клеи и эпоксидные смолы).

Методы упрочнения деталей.

Механическое упрочнение:

a) накатка роликом (оси колесных пар, коллекторы тяговых двигателей);

b) наклеп дробью (детали рессорного подвешивания);

c) шлифование;

d) полирование.

Термическое упрочнение – для деталей работающих в условиях механического износа и ударных нагрузок (длина тормозной рычажной передачи, рессорного подвешивания).

Термохимическое упрочнение – обеспечивает не только упрочнение, но и изменение химического состава металла путем насыщения поверхностного слоя углеродом (цементация), азотом (азотирование), либо азотом и углеродом одновременно (цементирование ил нитроцементация).

Этот метод применяется для повышения износостойкости поверхностей особо напряженных деталей (меж тележечных соединений, опоры кузова).

Межремонтные пробеги ЭПС ограничены величиной ресур­са оборудования, подверженного износу или старению (изнаши­ваемого оборудования). Износ трущихся поверхностей зависит от физико-химических свойств очень тонкого поверхностного слоя трущихся деталей. Меняя физико-химические свойства этого слоя, можно значительно повысить износостойкость обо­рудования, увеличить его ресурс и, следовательно, увеличить межремонтные пробеги локомотивов. Существует большое чис­ло различных технологических методов, с помощью которых по­вышают износостойкость трущихся поверхностей. Все эти мето­ды можно условно разделить на две большие группы:

I - традиционные, нашедшие широкое применение в промышленности и на ж.д. транспорте;

II - сравнительно новые прогрессивные методы, ко­торые проходят либо экспериментальные испытания, либо не нашли применения на ж.д. транспорте. К традиционным методам относятся:

а) шлифование;

б) полирование;

в) дробеструйная обработка;

г) накатка роликом и т.д.

Шлифование и полирование имеют целью уменьшение ше­роховатостей, сглаживание трущихся поверхностей, в результа­те уменьшается коэффициент трения и количество энергии, вы­деляемое при трении и идущей на разрушение поверхностей.

При дробеструйной обработке поверхность подвергается воздействию металлических шариков, движущихся с высокой скоростью.

При накатке роликами поверхность подвергается деформа­ции при помощи специальных роликов, перемещаемых по этой поверхности при высоком давлении. При этих способах проис­ходит деформационное уплотнение поверхностных слоев ме­талла, что увеличивает сцепляемость отдельных частиц метал­ла и затрудняет их отрыв друг от друга.

Сравнительно новыми и перспективными методами являют­ся:

 

а) напыление износостойких соединений на изнашиваемую поверхность - газопламенное, электродуговое, газоплазменное;

б) упрочнение изменением химического состава поверхно­стного слоя металла (диффузионное насыщение):

• борирование (насыщение поверхности соединениями бора);

• цементация (насыщение поверхности соединениями углерода);

• азотирование;

• цианирование (насыщение поверхности соединениями азота и углерода);

в) сравнительно недавно разработаны новые методы соз­дания пленки на поверхности:

• эпиламирование;

• металлоплакирование;

г) к наиболее прогрессивным способам из последних дости­жений научно-технического прогресса относятся методы упроч­нения, при которых структура поверхностного слоя меняется при помощи корпускулярной фотонной технологии:

• лазерная закалка;

• электронно-лучевая обработка;

• ионная имплантация.