Основные понятия
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ИЗНАШИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Методы восстановления износов деталей и узлов
Для восстановления деталей в локомотивном депо применяют:
· электрическую дуговую сварку;
· газовую сварку;
· сварка порошковыми проволоками и наплавку.
При подготовке трещин под заварку концы их засверливают.
1) несквозные трещины подвергают U–образной разделке с применением электрода или газокислородного резака.
2) Для сквозных трещин обычно принимают V или Х–образную разделку ручным или пневматическим зубилом.
Если заварка трещины недостаточно для обеспечения прочности, необходимо усилить место заварки. Усиление следует производить по чертежам или инструкторским указаниям, утвержденными М. П. С.
Качество сварных швов и соединений контролируют внешним осмотром, ультразвуковыми и другими методами.
Для восстановления деталей применяют электролитические методы (железнение, омеднение, хромирование).
Электролитические методы применяют для восстановления:
· поверхностей валов, посадочных поверхностей колец подшипников и буксовых щитов тяговых двигателей (железнение);
· шеек коленчатых валов, стальных кулачков и шеек кулачковых валов групповых переключателей (хромирование);
· декоративно–защитных покрытий поручей и т. д. (никелирование);
· деталей электронных аппаратов от коррозии (цинкование).
Применяют также полимерные материалы:
· для заделывание трещин;
· защиты от коррозии;
· декоративные покрытия (синтетические клеи и эпоксидные смолы).
Методы упрочнения деталей.
Механическое упрочнение:
a) накатка роликом (оси колесных пар, коллекторы тяговых двигателей);
b) наклеп дробью (детали рессорного подвешивания);
c) шлифование;
d) полирование.
Термическое упрочнение – для деталей работающих в условиях механического износа и ударных нагрузок (длина тормозной рычажной передачи, рессорного подвешивания).
Термохимическое упрочнение – обеспечивает не только упрочнение, но и изменение химического состава металла путем насыщения поверхностного слоя углеродом (цементация), азотом (азотирование), либо азотом и углеродом одновременно (цементирование ил нитроцементация).
Этот метод применяется для повышения износостойкости поверхностей особо напряженных деталей (меж тележечных соединений, опоры кузова).
Межремонтные пробеги ЭПС ограничены величиной ресурса оборудования, подверженного износу или старению (изнашиваемого оборудования). Износ трущихся поверхностей зависит от физико-химических свойств очень тонкого поверхностного слоя трущихся деталей. Меняя физико-химические свойства этого слоя, можно значительно повысить износостойкость оборудования, увеличить его ресурс и, следовательно, увеличить межремонтные пробеги локомотивов. Существует большое число различных технологических методов, с помощью которых повышают износостойкость трущихся поверхностей. Все эти методы можно условно разделить на две большие группы:
I - традиционные, нашедшие широкое применение в промышленности и на ж.д. транспорте;
II - сравнительно новые прогрессивные методы, которые проходят либо экспериментальные испытания, либо не нашли применения на ж.д. транспорте. К традиционным методам относятся:
а) шлифование;
б) полирование;
в) дробеструйная обработка;
г) накатка роликом и т.д.
Шлифование и полирование имеют целью уменьшение шероховатостей, сглаживание трущихся поверхностей, в результате уменьшается коэффициент трения и количество энергии, выделяемое при трении и идущей на разрушение поверхностей.
При дробеструйной обработке поверхность подвергается воздействию металлических шариков, движущихся с высокой скоростью.
При накатке роликами поверхность подвергается деформации при помощи специальных роликов, перемещаемых по этой поверхности при высоком давлении. При этих способах происходит деформационное уплотнение поверхностных слоев металла, что увеличивает сцепляемость отдельных частиц металла и затрудняет их отрыв друг от друга.
Сравнительно новыми и перспективными методами являются:
а) напыление износостойких соединений на изнашиваемую поверхность - газопламенное, электродуговое, газоплазменное;
б) упрочнение изменением химического состава поверхностного слоя металла (диффузионное насыщение):
• борирование (насыщение поверхности соединениями бора);
• цементация (насыщение поверхности соединениями углерода);
• азотирование;
• цианирование (насыщение поверхности соединениями азота и углерода);
в) сравнительно недавно разработаны новые методы создания пленки на поверхности:
• эпиламирование;
• металлоплакирование;
г) к наиболее прогрессивным способам из последних достижений научно-технического прогресса относятся методы упрочнения, при которых структура поверхностного слоя меняется при помощи корпускулярной фотонной технологии:
• лазерная закалка;
• электронно-лучевая обработка;
• ионная имплантация.