Ремонтный цикл и его структура
Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах
Основные положения
Безопасность движения поездов. Классификация нарушений безопасности движения
Под безопасностью понимают создание таких условий эксплуатации, которые исключают в процессе перевозок травмы людей, повреждение транспортных средств, порчу перевозимых грузов и дезорганизацию движения.
Проблема безопасности движения на железных дорогах обусловлена специфическими особенностями рельсового транспорта:
- значительная кинетическая энергия движущегося поезда, определяемая его большой массой и высокой скоростью движения и приводящая к тому, что тормозной путь поезда на площадке исчисляется сотнями метров;
- невозможность маневра вследствие ограничений, накладываемых рельсовой колеёй;
- недостаточная гибкость и надежность тормозов при значительной массе и длине поездов;
- возможность попадания посторонних предметов на путь, что приводит к сходамлокомотивов и вагонов с рельсов и при этом разрушается путь и повреждается подвижной состав.
Анализ аварий и крушений показывает, что их основными причинами являются не только низкая надежность и отказы техники, но и неправильные действия, ошибки машинистов, помощников и других работников, причастных к организации движения.
Поэтому для обеспечения безопасности движения поездов необходимы:
- квалифицированная работа локомотивных бригад;
- строжайшее соблюдение работниками железных дорог правил технической эксплуатации и должностных инструкций;
- соблюдение установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад;
- постоянный контроль выполнения правил, инструкций, приказов и изучение обстоятельств и причин аварий и крушений.
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах классифицируются следующим образом:
- крушения поездов;
- аварии;
- особые случаи брака в работе;
- случаи брака в работе.
4.2.1. К крушениям поездов относятся: столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами и подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых:
- погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
4.2.2. К авариям относятся:
- столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.4.2.1, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объемах ремонта ТР-2 или более сложных ремонтов;
- столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.4.2.1, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта;
- столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых:
- погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
4.2.3. К особым случаям брака в работе относятся:
- столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в пунктах 4.2.1 и 4.2.2;
- прием поезда на занятый путь;
- отправление поезда на занятый перегон;
- прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
- проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;
- перевод стрелки под поездом;
- уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на
перегон;
- развал груза в пути следования;
- излом оси, осевой шейки или колеса;
- изломы боковины или надрессорной балки тележки вагона;
- обрыв хребтовой балки подвижного состава;
- отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за
технических неисправностей;
- отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
- порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в
пассажирском поезде;
- не ограждение сигналами опасного места для движения поездов при
производстве работ;
- ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания
сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего
показания;
- столкновение поезда с автотранспортным средством или другой
самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников;
- перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее,
вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции).
4.2.4. К случаям брака в работе относятся:
- отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева
буксы или других технических неисправностей;
- саморасцеп автосцепок в поезде;
- взрез стрелки;
- отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения
технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;
- неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования, в
результате которой затребован вспомогательный локомотив;
- обрыв автосцепки подвижного состава;
- выпадение на путь деталей подвижного состава;
- неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи,
контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в
результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по
одному из путей или на станции сверх времени установленного
графиками движения, на один час и более;
- неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по
заявке начальника вагона - путеизмерителя приказа о закрытии дви
жения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15
км/час;
- сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других
передвижениях, не имеющих последствий, указанных в п. 4.2.2;
- столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и других
передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п. 4.2.2, но при
которых повреждены локомотивы в объеме ремонта ТР-1 или вагоны в
объёме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов
подвижного состава).
На железнодорожном транспорте России принята система планового–предупредительного ремонта
Для этой системы характерны:
· постановка локомотивов в ремонт после нормированного пробега или времени работы;
· фиксированный объем ремонтных работ;
· профилактическое проведение ремонтных работ (с целью предупреждения отказов);
· чередование ремонтов разной сложности и их повторяемость после определенного межремонтного пробега.
Совокупность видов обслуживания и ремонтов образует ремонтный цикл, который характеризуется структурной и периодичностью.
Структура – количество и последовательность выполнения всех видов обслуживания и ремонта за полный межремонтный период (время работы или пробег локомотива от постройки до К. Р–2 или между двумя К. Р–2).
Периодичность – время работы или пробег локомотива между двумя очередными ремонтами или видами Т. О.
Структура и периодичность ремонтного цикла основываются на исследованиях надежности локомотивов.