Способы обслуживания электровозов локомотивными бригадами

В практике организации эксплуатации электровозов есть не­сколько способов обслуживания электровозов бригадами. Выбор способа обслуживания определяет порядок работы и отдыха локомо­тивных бригад, а также эффективность использования тягового подвижного состава.

Наиболее часто применяются: сменный, прикрепленный и турный способы обслуживания электровозов бригадами.

При сменном способе электровоз обслуживается любыми, свобод­ными или очередными по графику локомотивными бригадами, кото­рые назначаются на работу по мере окончания отдыха. Смена локомотивных бригад при этом способе обслуживания может производиться как в основном депо, так и в оборотном. Сменный способработы бригад позволяет удлинить тяго­вые плечи. В настоящее время сменный способ обслуживания локо­мотивов бригадами стал основным.

При сменном способе возможны следующие варианты организации работы бригад:

по принципу обслуживания видов движения - раздельное обслу­живаниегрузовых и пассажирских поездов разными локомотивны­ми бригадами и совместное - при котором оба вида движения обслу­живаются одними и теми же бригадами;

по схемам обслуживания участков - плечевая и накладная езда (см. рис. 3.1)

При плечевой ездепоездную ра­боту выполняют локомотивные бригады одного основного депо, а при накладной— бригады двух соседних основных депо.

Рис. 3.1

Способ обслуживания локомотивов прикрепленными бригада­ми предполагает постоянно закрепленные бригады за каждым локо­мотивом. При этом способе за каждым электровозом закрепляется от трех до четырех локомотивных бригад. Количество прикрепленных бригад определяется из расчета суточ­ного фонда времени и нормы рабочего времени локомотивной бригады. Целесообразно применять этот способ на тех участках обращения локомотивов, где они совпадают с участками обслуживания бригад.

При прикрепленном способе обслуживания электровозов бригада­ми ограничивается протяженность участка обращения электровозов без отцепки от поезда. Кроме того, затрудняется планирование работы бригад (предоставление отдыха и выходных дней), снижается время полезной работы электровоза.

При турном способе обслуживания электровоз обслуживается несколькими локомотивными бригадами, которые работают поочередно и

отдыхают в оборудованном вагоне, который следует в этом же поезде. При турном способе значительно увеличиваются тяговые плечи, увеличивается время полезной работы локомотивов, улучшаются и дру­гие качественные и количественные показатели использования локомотивов.

При любом варианте организации работы бригад и электровозов должны быть выполнены следующие основные требования:

- простой электровозов наименьший;

- использование фонда рабочего времени бригады — полное;

- организация отдыха локомотивной бригады — без нарушений;

- безусловное выполнение заданного графика движения.