ТАМОЖЕННАЯ ТАРИФНАЯ СИСТЕМА

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Фе­деральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предус­мотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенно -тарифные методынаправлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. и Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 53-1 «О тамо­женном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тариф — система ставок таможенных пошлин, ко­торыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:

фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета

защитную — предохраняет национальную экономику от чрезмёрной конкуренции; ;

регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной (номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу 1 которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) — международная товарно-статистическая номенклатура.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на

ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

• базовый — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и со­глашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наи­большего благоприятствования нации (РНБ);

• максимальный — для товаров, происходящих из стран или эко­номических группировок, для которых не используется РНБ (напри­мер, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения кото­рых не установлена; эти ставки больше базовых;

• минимальный — для товаров из развивающихся стран (Алба­нии, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. — всего 130 стран); эти ставки-

меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, кото­рые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуще­ствляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Аф­ганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. — всего 47 стран) и из стран СНГ — участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казах­стана).

Сумма таможенной пошлины (ТП) при ввозе-вывозе товара опре­деляется в процентах от таможенной стоимости товара.

Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимым това­ром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, ука­занная в счете-фактуре.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулиро­вания— различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей приро­ды, защите национальной безопасности и др.

К нетарифным методам регулирования относятся:

лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вы­воз ряда товаров — лицензий. Лицензии бывают разовыми и генераль­ными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квитируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, моно­полия на торговлю которыми установлена государством;

квотирование (определение квоты) — запрет и ограничение экс­порта и (или) импорта. Применяется как защитная мера, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству опре­деленных товаров, и соответствует правилам мировой торговли, уста­новленным ГАТТ/ВТО. В России процедура принятия таких мер пре­дусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г.

Определен список товаров, на экспорт которых из России уста­новлены квоты и требуются лицензии (12 товарных групп): нефть, газ, цветные металлы, энергия, целлюлоза, пшеница, спирт, рыба и др.

Квоты для аукционной продажи подтверждаются сертификата­ми. Квоты могут перепродаваться их владельцами, выручка от пере­продажи поступает в доход продавца.

Выдача всех лицензий осуществляется только субъектами, заре­гистрированными на территории России.

Общие квоты экспорта товаров включают в себя квоты:

• для государственных нужд;

• для предприятий;

• региональные;

• для аукционной продажи.