ТАМОЖЕННАЯ ТАРИФНАЯ СИСТЕМА
Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенно -тарифные методынаправлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. и Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 53-1 «О таможенном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.
Таможенный тариф — система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:
фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета
защитную — предохраняет национальную экономику от чрезмёрной конкуренции; ;
регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной (номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу 1 которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) — международная товарно-статистическая номенклатура.
В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на
ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:
• базовый — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (РНБ);
• максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых;
• минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албании, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. — всего 130 стран); эти ставки-
меньше базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. — всего 47 стран) и из стран СНГ — участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).
Сумма таможенной пошлины (ТП) при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара.
Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре.
Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования— различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.
К нетарифным методам регулирования относятся:
лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров — лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квитируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством;
квотирование (определение квоты) — запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитная мера, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров, и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г.
Определен список товаров, на экспорт которых из России установлены квоты и требуются лицензии (12 товарных групп): нефть, газ, цветные металлы, энергия, целлюлоза, пшеница, спирт, рыба и др.
Квоты для аукционной продажи подтверждаются сертификатами. Квоты могут перепродаваться их владельцами, выручка от перепродажи поступает в доход продавца.
Выдача всех лицензий осуществляется только субъектами, зарегистрированными на территории России.
Общие квоты экспорта товаров включают в себя квоты:
• для государственных нужд;
• для предприятий;
• региональные;
• для аукционной продажи.