ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.
Особое значение концепции логистики для промышленного и торгового менеджмента обусловлено тем, что в ней уделяется много внимания балансу и эффективности комплекса функций по снабжению, производству, распределению и реализации. Нарушение в одном комплексе функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами производственной деятельности. Зачастую логистическая функция распределяется по различным службам. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с требованиями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.
Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.
Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом.По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием концепции маркетинга и логистики независимо друг от друга. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно. Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в обеспечении производства, сырьем, материалами и изделиями высокого качества, но и в своевременном обеспечении по выгодным ценам логистическими услугами при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования, необходима активная маркетинговая деятельность.
Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план. Если проанализировать вышеизложенное, то станет ясно, что функции маркетинга не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия служб логистики.
Известно, что современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
1) разработку и планирование ассортимента продукции;
2) управление информационными потоками;
3) организацию товародвижения и продаж;
4) рекламу и стимулирование сбыта.
В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. В свою очередь, логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально-технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.
Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.
Например, решение об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования, позволяющего делать это качественно.
Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения являются важнейшей задачей логистики. Кроме того, в комплексе мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.
Третья функция связана с логистикой наиболее тесно.
Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Ненадлежащее выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь разнообразные штрафные санкции.
Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания; проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д.
Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, принося хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.
Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой.
Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, нежели имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единой областью функционального приложения, едиными конечными целями, но с различным инструментарием и предметом интересов.
Служба логистики на предприятии тесно связана с планированием производства.Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей определенного количества и качества. Соответственно служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (а следовательно, организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
Логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий.Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением тоже является совместной задачей службы логистики предприятия и службы планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью финансовой службы.Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Кроме того, совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.