Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

1. Беляева И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд., доп./И.Ю. Беляева, О.В. Панина, В.В. Головинский, О.Б. Авдиенко. – М.: КНОРУС, 2005. – 176 с.

2. Бронникова Т.О., Чернявский А.Г. Маркетинг. М.: ПРИ­ОР, 2002

3. Гапошина Л.Г. Ценообразование в маркетинге. М.: Мар­кетинг, 2002

4. Голубков ЕЛ. Формирование ценовой политики // Мар­кетинг в России и за рубежом. — 2001. № 6. С. 98—113.

5. Дихтлъ Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Инфра-М, 2003

6. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., Ростов н/Д: Национальный институт бизнеса, Феникс, 2004.

7. Кондратов В.К. К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования // Экономист. – 2000. № 11. С. 86-88.

8. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной эко­номике России. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

9. Маренков Н.Л. Ценообразование / Под ред. доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.

10. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

11. Родионова Л.Н. Методы расчета цены на новый товар ; Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. — № 2.

12. Современная экономика: Учебник / Под ред. О.Ю. Мамедова Ростов н/Д: Феникс, Зевс, 1997.

13. Слепнева Т.А., Яркий Е.В. Цены и ценообразования. М. ИНФРА-М, 2003.

14. Цацулин А.Н. Цена и ценообразование в системе маркетинга. М.: Филин, 2001.

15. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая полити­ка. М.: ЭКМОС, 2002.

16. Ценообразование и налогообложение / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. М.: ТК Велби, 2002.

17. Цены и ценообразование. Конспект лекций. – М.: Приор-издат., 2007. – 192 с.

18. Усатов И.А. Цена и ценообразование в условиях пере­хода к рыночной экономике. М.: Инфра-М, 2003,

19. ЭвансДж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2003.

20. Экономика предприятия / Под ред. проф. Е.Л. Кантора. СПб.: Литер, 2002.

21. Шуляк П.Н.Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 192 с.

 

 

А

Активное ценообразование- подход к установлению цены на товар или услугу, целью которого является достижение наиболее выгодных объ­емов продаж, средних затрат на производство и желаемого уровня при­были.

Альтернативная стоимость- стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наи­лучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же времени или тех же затрат ресурсов.

Анализ безубыточности- затратный метод ценообразования, в основе которого лежит определение объема продукции, выручка от продажи которой покроет издержки производства, причем у предприятия не бу­дет ни прибыли, ни убытков.

Антимонопольное законодательство- законодательство, запрещающее практику снижения уровня конкуренции, препятствования ее развитию и укреплению монополии.

Асимметричная информация- один из участников сделки обладает бо­лее важной информацией о предмете сделки, чем другая сторона.

Аукцион- торги, на которых продаются определенные товары. Аукцион не является постоянно действующим рынком качественных, однородных, массовых товаров. Товары, которые продаются на аукционах, имеют строго индивидуальные характеристики.

Б

Базисная цена - цена изделия с известными фиксированными параметра­ми, которое принимается за эталон при определении внешнеторговой цены данной продукции.

Бартер- натуральный товарообмен, при котором один товар меняется на другой без денежной оплаты; торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар-товар». Пропорции обмена устанавливаются обменивающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Бартерная сделка- безденежный, но оцененный и сбалансированный об­мен товарами, оформляемый договором. Товары оцениваются в целях создания условий для эквивалентности обмена, таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций. Бартерные сделки используются как во внешней, так и во внутренней торговле; основной причиной их заключения являются валютные и де­нежные проблемы предприятий.

Биржевая котировка- цена товара, который продается на товарных бир­жах.

Бухгалтерская прибыль- совокупный доход предприятия минус явные издержки.

Бюджетная линия- линия, являющаяся местом расположения комбина­ций товаров, определенное количество которых может быть куплено при наличии заданного бюджета.

В

Валюта- 1) денежная единица данной страны; 2) тип денежной системы; 3) национальные (международные) счетные единицы и платежные сред­ства.

Валюта платежа- валюта, в которой происходит оплата товара при внеш­неторговой сделке или погашении международного кредита.

Валюта сделки - валюта, в которой устанавливается цена товара во внеш­неторговом контракте или выражается сумма предоставленного между­народного кредита. Валютой сделки может быть валюта экспортера или кредитора, валюта импортера или заемщика, а также валюта третьих стран или какая-нибудь международная счетная единица. Введение в контракт валюты сделки, отличной от валюты платежа, служит одним из способов страхования от валютного риска.

Валюта цены- денежная единица, в которой выражены цены товаров во внешнеторговом контракте.

Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в де­нежной единице другой страны.

Валютный риск- один из видов финансовых рисков, характеризующийся колебанием валютного курса, порождающим финансовые потери пред­приятия при экспортно-импортных операциях.

Валютный рынок- система устойчивых экономических и организацион­ных отношений, связанных с операциями купли-продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Величина избыточного предложения- превышение предложения то­вара по данной цене над величиной спроса на него.

Величина избыточного спроса- превышение спроса над предложенным по данной цене количеством товаров.

Величина спроса- количество данного товара, которое покупатель хочет купить по конкретной цене в течение определенного периода.

Взаимозаменяющие товары- товары, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Внутрифирменные (трансфертные) цены- цены, применяемые внут­ри предприятия при реализации продукции между его подразделения­ми, а также цены разных предприятий, входящих в ассоциацию.

Воздействие государства на цены- методы и формы воздействия госу­дарства на цены. Различают прямое и косвенное воздействие. Прямое, или административное, вмешательство государства в процесс цено­образования означает участие государства в установлении уровня, струк­туры и порядка движения цен, а также определенных правил ценообра­зования. Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, приводящим к расши­рению товарного предложения на рынке, позволяющим управлять дохо­дами населения и регулировать налогообложение.

Выборочное снижение цен- стратегия ценообразования, которая пред­полагает снижение цен на определенные товары на определенных тер­риториях с целью увеличения сбыта продукции или устранения конку­рентов.

Г

 

Гарантирование цен- установление национальными или наднациональ­ными органами единой для всех производителей гарантированной цены, по которой закупается данный товар. Целью установления гаран­тированных цен является обеспечение благоприятных условий для их товаров.

Географическое ценообразование- установление цен на продукты в зави­симости от местоположения клиентов.

Гибкость цены- величина, обратная эластичности, характеризует влияние изменения спроса и предложения на цену.

Гиперинфляция- исключительно быстрый рост товарных цен и денеж­ной массы в обращении, ведущий к резкому обесценению денежной еди­ницы, нарушению платежного оборота и нормальных хозяйственных связей. Оказывает крайне отрицательное влияние на состояние эконо­мики: усиливает диспропорциональность развития, порождает чрезвы­чайный спрос на реальные ценности, спекуляцию, «бегство капиталов», особенно в периоды, когда покупательная способность денег катастро­фически падает. Одно из проявлений гиперинфляции - увеличение выпуска денег в обращение. На определенной стадии гиперинфляция приобретает черты самоподдерживающегося процесса: рост цен требу­ет дополнительной эмиссии денег, а их обесценение вызывает новую волну роста цен.

Грабительское ценообразование- незаконная деятельность продавцов, реализующих свои товары по ценам ниже производственных издержек, как правило, на уровне предельных или средних переменных издержек, с целью вытеснения конкурентов с рынка.

Граница потребительского бюджета- предел, которым размер дохода потребителя и уровень цен на товары и услуги ограничивают его спо­собность приобретать товары и услуги.

График спроса- график, показывающий, какое количество определенного товара покупатели готовы приобрести по разным ценам в пределах дан­ного периода времени.

Д

Декларирование цен- средство контроля за установлением цен на про­дукцию, реализуемую предприятиями-монополистами с целью преду­преждения неоправданного завышения этих цен.

Декорт- скидка с цены товара за досрочную его оплату или с цены товара низкого качества.

Демпинг- продажа товаров на рынке по искусственно сниженным ценам, возможно, ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов и за­воевания внешних рынков сбыта. Для борьбы с демпинговой политикой многие государства разрабатывают антидемпинговое законодательство. Основным способом пресечения демпинга является установление анти­демпинговых пошлин.

Деньги - товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посред­ством которого выражается стоимость других товаров.

Дефляция- 1) искусственное изъятие правительством страны из обраще­ния избыточной денежной массы с целью снижения темпов инфляции посредством увеличения налогов, повышения учетной ставки, продажи государственных ценных бумаг; 2) замедленное падение или замедлен­ный рост цен на денежно-кредитном рынке, сопровождающееся сни­жением выпуска продукции и ростом безработицы.

Дифферент- разница в цене на товар при его заказе и при получении.

Дифференциация цен - установление разных цен на одинаковую продук­цию в зависимости от природных, территориальных и других не зави­сящих от предприятий различий в затратах на производство и реализа­цию этой продукции, а также в зависимости от различий в качестве продукции.

Долгосрочный временной интервал- период времени, продолжитель­ность которого достаточна для того, чтобы дать возможность измениться как постоянным, так и переменным затратам.

Дуополия- рыночная структура, при которой весь объем производимой или продаваемой продукции разделен между двумя производителями или продавцами.

Е

Единые оптовые цены- оптовые цены, которые устанавливаются на оди­наковые виды промышленных изделий, средства производства и пред­меты потребления независимо от уровня затрат на отдельных предприятиях одного региона, отрасли.

Естественная монополия- отрасль, в которой долгосрочные средние из­держки минимальны только в том случае, если одно предприятие обслу­живает весь рынок.

З

Закон одной цены- экономическое правило, в соответствии с которым при отсутствии торговых барьеров и транспортных издержек конкурен­ция обеспечит продажу одного и того же товара во всех странах по одной и той же цене.

Закон спроса- экономическое правило, в соответствии с которым суще­ствует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупа­тельского спроса на этот товар (при прочих равных условиях).

Закон убывающей доходности- принцип, согласно которому при уве­личении одного и неизменности всех других видов затрат будет достиг­нута точка, за которой предельный физический продукт переменных затрат начинает сокращаться.

Закрытая монополия- монополия, защищенная юридическими запрета­ми, наложенными на конкуренцию.

Закупочные цены- цены, по которым государство приобретает сельско­хозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и на­селения.

Замораживание цен- процедура, применяемая, как правило, в условиях гиперинфляции, проводимая по прямому распоряжению государствен­ных органов и в отношении всех секторов хозяйства и предприятий любых форм собственности. Обычно сопровождается специальными мерами по выводу экономики из кризиса.

Затраты трансакционные- затраты, возникающие в сфере обмена в про­цессе налаживания отношений между рыночными агентами при пере­даче или установлении прав собственности. Трансакционные затраты включают: 1) затраты на поиск информации о потенциальных постав­щиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; 2) затра­ты по ведению переговоров и заключению контрактов; 3) затраты изме­рения; 4) затраты спецификации и защиты прав собственности; 5) затраты по юридической защите контракта.

Зонтик цен- поддержание цен, установленных предприятием-лидером.

Инфляционная оговорка - оговорка в контрактах, соглашениях, догово­рах, об изменении условий оплаты и стоимости товара в связи с инфля­ционным ростом цен.

Инфляционная спираль- взаимовлияющие рост заработной платы и рост цен. В связи с ростом цен работники требуют повышения заработной платы, однако ее рост увеличивает денежную массу, что вызывает даль­нейший рост цен.

Инфляционные ожидания- предполагаемые уровни инфляции, основы­ваясь на которых производители, продавцы и покупатели строят свою будущую денежную и ценовую политику, оценивают доходы, расходы, прибыль, кредиты.

К

Картель- группа производителей, совместно максимизирующих прибыль путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска продукции.

Картель ценовой- картель, устанавливающий для своих участников про­дажные цены товара.

Комиссионная цена- цена, по которой товары реализуются через комис­сионную торговлю.

Конкурентоспособность- комплекс потребительных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этой деятельности предприятий. Консалтин­говые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозирова­нию рынка (товаров, услуг, лицензий, ценных бумаг), разработке техни­ко-экономических обоснований на различные объекты, проведению маркетинговых исследований, по разработке экспортной стратегии и т.д.

Конкуренция- состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую и неце­новую конкуренцию. Ценовая конкуренция основана на снижении цен, неценовая — на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Конкуренция «в открытую»- практика обмена информацией о ценах меж­ду предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию.

Конкуренция несовершенная- конкуренция, которая происходит на рынках, где продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции, но меньше, чем при монополии.

Конкуренция неценовая- форма конкуренции, когда два или более про­изводителей продают товары и услуги по одинаковой цене и в то же вре­мя борются за расширение своей доли рынка с помощью рекламы, спе­циальных мер улучшения сбыта, повышения качества товаров и услуг, улучшения упаковки (когда речь идет о товаре), бесплатного обслужи­вания и установки, а также бесплатной раздачи или предоставления этих либо других изделий и услуг.

Контрагентная цена- цена, фиксируемая в контракте.

Контроль цен- 1) государственное регулирование цен на отдельные виды товаров в отдельные периоды времени; 2) вводимые государством огра­ничения цен на потребительские товары и их периодическая проверка; 3) обязательная процедура, посредством которой государство в той или иной степени регулирует экономические процессы.

Конъюнктура рынка- состояние рынка, характеризуемое соотношением спроса и предложения на товары и услуги, динамика цен, курсов цен­ных бумаг и пр.

Коррекция- обратное движение (обычно снижение) цены или индекса, выправление тенденции движения конъюнктуры.

Кривая спроса- линия на графике, характеризующая величину спроса на товар в зависимости от его цены.

Л

Либерализация цен- освобождение цен от административного контро­ля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров.

Лидер ценовой- предприятие, занимающее на рынке определенного то­вара лидирующие позиции и вследствие этого определяющее ценовую политику в отношении этого товара.

Лимит цен- максимально допустимое изменение цен в течение одной бир­жевой сессии.

Лимитирующее ценообразование- стратегия ценообразования, при которой господствующее на рынке предприятие устанавливает цены на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосроч­ную максимальную прибыль. Цель этой стратегии - уменьшение веро­ятности появления конкуренции на рынке.

Лимитная цена- верхний предел цены на данный вид товара.

Линия ценовая- линия ранжирования товаров в определенном диапазоне в зависимости от их качества и потребительных свойств, уровня цен конкурентов, конъюнктуры рынка, таможенных пошлин, акцизов, сбо­ров, спроса и предложения.

М

Масштаб цен - 1) техническая функция денег, позволяющая выражать цены товаров с помощью всеобщего эквивалента, в частности количество зо­лота или серебра, принятое в стране за денежную единицу, и ее кратные части; 2) определенное количество золота или серебра, принятое в дан­ной стране за денежную единицу, и ее кратные части.

Метод определения рыночной цены при отсутствии на соответству­ющем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или недоступности информационных источников -1) метод установления цены последующей реализации, при котором ры­ночная цена определяется как разность цены, по которой данные това­ры реализованы покупателем при перепродаже, и разумных затрат, по­несенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации приобретенных им товаров, а также наценки покупателю. Наценку определяют так, чтобы обеспечить разумную и обычную для

данной сферы деятельности прибыль; 2) затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и продажу, за­траты по транспортировке, хранению, страхованию продукции и иные подобные затраты. Наценку определяют с таким расчетом, чтобы обес­печить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль.

Метод полной цены при отражении скидок- система отражения поку­пок (продаж) первоначально по полной (без скидок) цене покупаемых (продаваемых) товаров без учета упущенных скидок; только фактиче­ски предоставленные скидки отражаются на контрсчете к покупкам (продажам).

Метод расчета исходной цены предприятия- совокупная оценка, вклю­чающая постановку задач ценообразования, определение спроса, оцен­ку издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода цено­образования и установление окончательной цены.

Метод текущей цены- в том случае, когда затраты трудноизмеримы, , некоторые предприятия считают, что метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляют собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли про­мышленности. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку предприятие, продающее однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограничен­ные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей предприятия является контроль за издержками.

Методы ценообразования- способы установления цен на товары. При­нято выделять затратные, рыночные и эконометрические методы.

Минимально допустимая цена- 1) сумма двух элементов: затрат на про­изводство продукции и прибыли на затраченный в производстве капи­тал на уровне минимально допустимом, с точки зрения данного пред­принимателя; 2) расчетный показатель, который определяется обычно на этапе, предшествующем началу производства продукции.

Модель ценообразования- схема формирования цен.

Монополия- ситуация, при которой на рынке действует один продавец ка­кого-либо товара (услуги).

Монопольная власть— величина, на которую цена, максимизирующая при­быль, превышает предельные издержки.

Монопсония— ситуация, когда на рынке присутствует только один покупа­тель; обобщенно — ситуация, при которой предприятие выступает как монополист на рынке, где она является покупателем.

 

Н

Набор безразличия- набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью, поэтому ни один из вариантов. составляющих набор, не имеет преимущества перед другим.

Надбавка к ценам- 1) доплата, которая устанавливается в зависимости от особых требований покупателя, в частности, при выполнении специ­ального, индивидуального заказа, за повышенное качество товара, пре­доставление дополнительных услуг; 2) доплата к оптовым и розничным ценам, осуществляемая потребителями продукции сверх предусмотрен­ной прейскурантом основной цены.

Надбавка к ценам снабженческо-сбытовая -надбавка к ценам при тор­говле через посредников (снабженческо-сбытовые организации) с учетом издержек обращения и НДС.

Надбавка торговая- 1) наценка к отпускной цене (цене приобретения) товара; 2) часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торговых, заготовительно-сбытовых организаций и предприятий для возмещения издержек обращения и образования их прибыли. Надбавки торговые, как правило, дифференцированы по отдельным товарам, то­варным группам, географическим районам, а также по торговым систе­мам, что связано с различием в уровне издержек обращения и необхо­димостью обеспечить нормальную рентабельность производителей. Надбавку торговую определяет продавец в процентах к цене приобре­тения товара в зависимости от конъюнктуры рынка; в эту надбавку вклю­чаются транспортные и другие расходы предприятия, оптовые надбавки и НДС.

Назначенная цена- цена на продукт, назначенная и контролируемая ин­дивидуальным предпринимателем, группой предпринимателей или госу­дарством, а не формируемая на рынке. Монопольный производитель или компании, работающие внутри картеля, могут назначать цены для извле­чения больших прибылей. Государство также может устанавливать цены, используя системы ценового контроля, чтобы поддерживать интересы той или иной отрасли или сдерживать инфляцию.

Наценка- 1) сумма, на которую повышена цена; 2) форма установления производителями промежуточных цен на услуги и работы для потреби­теля.

Наценка на предприятиях общественного питания -устанавливаемая на продукцию собственного производства наценка в процентах к раз­личным ценам, представляющая собой добавленную стоимость пред­приятия общественного питания.

Наценка складская- надбавка к цене товара, являющаяся основным источ­ником существования снабженческо-сбытовой организации. Взимается за посредничество в заключении сделок, для компенсации издержек при складировании продукции и обеспечения условий ее хранения.

Наценка торговая- добавленная стоимость к покупной цене товара, пред­назначенная для возмещения торговых расходов (издержек обращения), получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

Нейтральная стратегия ценообразования -установление цен на базе соотношения «цена - ценность», которое соответствует большей части продаваемых на рынке аналогичных товаров.

Неэластичный спрос- ситуация, при которой величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена, а общий доход уменьшается по мере сни­жения цены.

Неявные издержки- альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия (или находящихся в собствен­ности предприятия как юридического лица) и недополученных в обмен на явные (денежные) платежи.

Низший товар- товар, спрос на который падает при росте потребитель­ских доходов.

Ножницы цен- разрыв в ценах на различные группы товаров на междуна­родных рынках и в отдельных государствах.

Номинальная цена- цена товара, опубликованная в прейскурантах и спра­вочниках; биржевая котировальная цена товара, по которой в день коти­ровки не были заключены сделки; иногда принимается как базисная цена контракта, от которой исчисляются скидки, надбавки.

Нормальная цена- цена, устанавливаемая в связи с длительным процес­сом роста эластичного предложения товаров и услуг.

Нормальный товар- товар, спрос на который растет при росте потреби­тельских доходов.

Нормирование с помощью цены - использование ценового механизма для нормирования потребления дефицитных товаров, т.е. такого роста цены, в условиях которого только богатые люди могут позволить себе покупку таких товаров.

Обесценение денег- уменьшение покупательной способности денег или снижение их валютного курса в связи с повышением цен на товары и иностранную валюту, сопутствует инфляции. Обесценению подвер­гается как национальная, так и иностранная валюта, имеющая хождение в стране наряду с национальной. Темп обесценения денег отражает темп инфляции.

Облагаемая цена- цена, по которой товар облагается пошлиной.

Олигополистическая взаимосвязь- необходимость уделять большое внимание действиям конкурирующих предприятий на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска.

Олигополия- рыночная структура, в которую входит небольшое число предприятий, причем некоторые из них имеют большие размеры отно­сительно размеров рынка.

Оптовая торговля - покупка продуктов в больших количествах у произво­дителей и их разделение на партии для перепродажи в малых количе­ствах организациям розничной торговли.

Оптовая цена- цена товара, по которой производственное предприятие

Опцион (сделка с условием) - контракт, по которому одна из сторон при­обретает право (но не обязанность) купить что-либо в будущем по цене, определяемой в день подписания контракта.

Основные цели ценовой политики- 1) дальнейшее существование пред­приятия; 2) краткосрочная максимизация прибыли; 3) краткосрочная максимизация оборота; 4) максимальное увеличение сбыта; 5) «снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен; 6) лидерство в качестве.

Открытая монополия- монополия, при которой одно предприятие по крайней мере на некоторое время становится единственным постав­щиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Относительная цена- цена товара (услуги), определяемая как отношение к цене другого, базисного товара (услуги).

Относительный выигрыш предприятия -доля цены, которая обеспе­чивает увеличение чистой прибыли предприятия или сокращение ее убытков.

Отправная цена- наибольшая цена, по которой покупатель согласен при­обрести конкретный товар, или минимальная цена, по которой прода­вец предлагает свой товар для реализации на аукционе.

Отпускать цены - прекращать контролировать, сдерживать рост цен путем государственного регулирования.

Ошибки в ценообразовании- наиболее распространены следующие ошибки: 1) ориентация на учет затрат; 2) отсутствие гибкости цен, что не позволяет предприятию воспользоваться происходящими на рынке изменениями; 3) недооценивается роль цены в стратегии позициони­рования на рынке; 4) при формировании цены не в полной мере учтены особенности различных видов продукции, сегментов рынка и условий покупки.

П

Паритетная цена- цена на продукты сельского хозяйства, позволяющая их производителям за неизменный объем продукции получать денеж­ный доход, достаточный для приобретения потребительской корзины — стабильного набора потребительских благ и услуг.

Пеня- вид неустойки при нарушении сроков платежа или других обяза­тельств по договору. Начисляется за каждый день просрочки по процент­ным ставкам в зависимости от суммы платежа или стоимости невыпол­ненного обязательства.

Перекрестная эластичность спроса- отношение процентного измене­ния величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочих равных условиях.

Перекрестное субсидирование- практика фиксации цен на уровне, пре­вышающем общие средние издержки на производство товаров и оказа­ние услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки по разным группам потребителей.

Переоценка- изменение стоимости товара, имущества в связи с матери­альным и моральным износом, инфляцией, изменением цен.

«По цене рынка»- цена, которую покупатель готов уплатить, а продавец принять в коммерческой операции в условиях обычной конкуренции.

Поддержание розничной цены- соглашение между производителем и оптовым (розничным) торговцем о продаже определенного товара не ниже установленной цены, обычно цены производителя. Цель согла­шения - гарантировать получение всеми его участниками разумной прибыли без ожесточенной конкуренции, но такое соглашение наруша­ет общественные интересы и препятствует конкуренции.

Поддержка ценовая- минимальная цена, которую правительство боль­шинства экономически развитых стран гарантирует фермерам или дру­гим производителям. Если цена на рынке падает ниже этого уровня, то правительство компенсирует разницу.

Политика цен и доходов- 1) контроль за ценами и доходами (особенно заработной платой) с целью остановить или замедлить инфляцию; 2) го­сударственная экономическая политика, направленная на борьбу с ин­фляцией путем прямого ограничения (замораживания) заработной пла­ты и осуществления контроля.

Политика ценообразования- общая политика, проводимая предприяти­ем, занимающимся производством продукции большого ассортимента, при установлении цен на свою продукцию. На определенном уровне происходит ценообразование по ассортименту товара, т.е. определение различия в цене по торговым маркам товаров, составляющих одну ли­нию, а также формирование цен на побочные продукты, «захваченный» проект, сопутствующие дополнения. При этом цены устанавливаются в зависимости от товара, в ряде случаев проводится выборочное сниже­ние цен.

Поправка на дополнительные условия контракта -корректировка рас­считываемой цены импортного контракта на величину добавленных или недостающих составляющих контракта, которые входят в цену, по срав­нению с ценой конкурентного материала.

Поправка на комплектацию- при расчете цен на комплектное оборудо­вание, закупаемое у предприятия - генерального поставщика, можно обоснованно изменять цены с учетом комплектации в зависимости от числа и происхождения предприятий-субпоставщиков, объема и сум­мы поставок по контракту.

Поправка на разницу в технико-экономических параметрах -техни­ко-экономическое сопоставление продукции функционально однород­ной, но предлагаемой разными предприятиями-поставщиками. Сводится к сравнению основных характеристик товара, цена которого рассчиты­вается, с характеристиками товаров ведущих в этой области производи­телей или с характеристиками товаров-конкурентов. Суммарная вели­чина поправок на разницу в технико-экономических параметрах

импортируемой продукции по сравнению с параметрами конкурентных материалов не должна превышать 30-40%.

Поправка на условия продажи- в случае приобретения товара оптом предприятие-поставщик обычно предоставляет значительные скидки для импортера.

Поправка на уторговывание- скидка с первоначальной цены предложе­ния, которая, как правило, завышена. Определяется субъективно в соот­ветствии с практикой работы с данным предприятием-поставщиком и на основе экспертных оценок, поэтому делается в последнюю очередь.

Поправка по стоимости продаж- разница между стоимостью продаж, подсчитанная на основе цены приобретения и на основе текущей стои­мости или на основе замены стоимости.

Постановка задачи ценообразования- выяснение целей предприятия, которых оно стремится достичь с помощью конкретного товара. Таки­ми целями могут быть: обеспечение выживания; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям доли рынка или показа­телям качества товара.

Постоянные цены - цены, отражающие изменения покупательной способ­ности денежной единицы по сравнению с базисным периодом.

Потолок цен- законодательно установленный предел цен на товары и услу­ги в целях ограничения роста цен и обеспечения таким образом спроса со стороны низкодоходных слоев населения.

Предельная цена- самая высокая цена, которую утвердившийся на рынке продавец может спрашивать за продукт, не стимулируя к выходу на дан­ный рынок новых продавцов. Обычно предельная цена ниже, чем мо­нопольная, но выше, чем конкурентная.

Прейскурант- справочник цен на товары и услуги.

Принцип ценового выравнивания- производители увеличивают пред­ложение на рынках, если цены выше издержек (и наоборот). Этот прин­цип действует на рынках ссудного капитала (кредита).

Принцип ценообразования затратный- цены устанавливаются по пра­вилу «издержки плюс накидка» (в отличие от рыночного принципа уста­новления цены по соотношению спроса и предложения).

Продажа товаров в убыток- предприятие розничной торговли продает торговую марку производителя по цене ниже закупочной для привлече­ния покупателей в свои магазины в надежде, что в дальнейшем они ста­нут приобретать некоторое количество дорогих продуктов в добавле­ние к тем, на которые цена снижена, и таким образом магазин получит прибыль на все покупки.

Простая монополия- производители в определенный момент продают свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

Р

Равновесная цена- цена товаров и услуг, при которой объем спроса сов­падает с объемом предложения.

Разрыв инфляционный- превышение совокупного спроса над совокуп­ным предложением.

Расчет цены- 1) процесс ценообразования, в котором учитывают произ­водственные и другие издержки; 2) документ, в котором содержится каль­куляция цены.

Расчет цены на основе принципа безубыточности- установление цены в зависимости от издержек производства, политики маркетинга и рас­пределения товара с учетом получения желаемой прибыли.

Расчет цены по методу «прямые издержки плюс прибыль» -начисле­ние стандартной наценки, нормативной прибыли на себестоимость товара и определение цены как суммы себестоимости и прибыли.

Расчет цены по экспорту- расчет, который составляется на предприятий для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В этом расчете определяются основные показатели качества данного товара в сравнении с качеством товаров, предложенных конкурентами, выявляется уровень экспортной цены в иностранной валюте с конкрет­ным базисом поставки на основе реальных цен внешнего рынка в сопо­ставлении с внутренней ценой плюс транспортные и иные расходы в рублях (исходя из установленных валютных коэффициентов).

Расчеты по разницам в ценах- используются в расчетах с поставщиками и потребителями продукции и при формировании результатов финансовой деятельности.

Расценка- 1) цена, тариф, установленный за что-либо; 2) сумма оплаты тру­да за единицу работы,

Региональные цены- цены, отражающие условия формирования затрат на отдельных рынках сбыта, а также особые условия внешней торговли стран - участниц замкнутых экономических группировок.

Резервированная цена- минимальная цена, по которой продавец согла­сен реализовывать на рынке товары и услуги.

Рекомендуемая розничная цена- цена, которую производитель рекомен­дует в качестве розничной для произведенного им товара.

Рефляция- восстановление снизившихся цен до прежнего уровня, прово­димое с помощью государственных мер в период оживления экономи­ки для поддержания такого оживления.

Ринг ценовой- группа предприятий одной отрасли, достигшая соглаше­ния об установлении минимальной розничной цены на их конкуриру­ющие товары, т.е. создавшая картель.

Риск ценовой- риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок.

Розничная цена- цена продажи потребительских товаров конечному по­купателю.

С

Сбивание цен- жесткая конкуренция на рынке, выражающаяся в масштаб­ном предложении на рынок товаров, услуг или ценных бумаг по ценам,

значительно меньшим сложившихся и поддерживаемым на рынке дли­тельное время. Это метод конкурентной борьбы.

Сбивание цен на ценные бумаги- интенсивная продажа акций с целью вызвать снижение цен на них.

Сбор- обязательный платеж предприятий и граждан за услуги, оказываемые им государственными органами.

Сбытовая скидка- скидка с оптовой цены, предоставляемая предприятием - поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполнение функций по сбыту продукции.

Сговор- явное или молчаливое соглашение между предприятиями отрасли для установления фиксированных цен и объемов выпуска и ограниче­ния соперничества иным способом.

Сдаточные цены- цены на сельскохозяйственную продукцию, реализу­емую государству государственными сельскохозяйственными предприя­тиями.

Сезонные цены- цены, изменяющиеся в зависимости от времени года (на сельскохозяйственную продукцию, одежду, обувь и пр.).

Силы рыночные- условия, влияющие на спрос и предложение на свобод­ном рынке (поведение продавцов и покупателей) и определяющие цены.

Система индексов цен- набор индексов, рассчитываемых органами госу­дарственной статистики и включающий: индексы цен предприятий-про­изводителей на промышленную продукцию, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы по капитальным вложениям, а также ин­дексы потребительских цен и тарифов на перевозки грузов. Эти индек­сы исчисляются по результатам наблюдения за ценами товаров-предста­вителей.

Система калькуляции маржинальная- процесс исчисления издержек производства продукции и оказания услуг, когда учитываются только прямые издержки производства или деятельности.

Система распределения фактических затрат -метод размещения про­изводственных затрат на продукты, при котором используются факти­ческие прямые материальные затраты, фактические прямые затраты на оплату труда и фактические производственные накладные расходы. Противопоставляется системе нормального распределения затрат и си­стеме стандарт-кост.

Сквиз ценовой- картельное снижение цены до минимума, ведущее к уст­ранению конкурентов, но позволяющее сохранить прибыльность опе­раций для участников картеля.

Скидка- 1) условие сделки, определяющее размер уменьшения базисной цены товара, указанной в сделке; 2) скидка с цены товара или услуги часто в виде возврата денег покупателю, например налоговые льготы; 3) воз­врат части платежа при досрочном погашении векселя.

Скидка бонусная- ценовая скидка, которая предоставляется крупному оптовому покупателю, как правило, постоянному клиенту не за каждую сделку, а за обусловленный объем оборота в год.

Скидка валютная- ценовая скидка, предоставляемая при уплате за товар и услугу в свободно конвертируемой или иной валюте.

Скидка дилерская- ценовая скидка, которая предоставляется оптовым и розничным продавцам, агентам и посредникам, должна покрывать рас­ходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Скидка для поощрения продаж- мера снижения стандартной продаж­ной цены, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение которых на рынок требует повышенных расходов на рекламу и услуги торговых агентов.

Скидка за большой объем закупок- мера снижения стандартной про­дажной цены, которая гарантируется покупателю, если он разово при­обретет партию товара объемом, большим определенной величины.

Скидка за внесезонную покупку- мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товар се­зонного спроса вне периода года, для которого предназначен этот товар.

Скидка за досрочную оплату- ценовая скидка, предоставляемая креди­торам при оплате до установленной даты с целью стимулирования быст­рого погашения долга. Обычно устанавливается в виде процента.

Скидка за количество- снижение цены в прейскуранте поставщика, пре­доставляемое покупателю в зависимости от количества приобретенных товаров.

Скидка за наличные- уменьшение общей суммы долга клиента произво­дителю или поставщику в обмен на немедленную выплату.

Скидка за регулярность заказов- ценовая скидка, устанавливаемая про­изводителем с целью удержания постоянной клиентуры.

Скидка за тару- ценовая скидка при упаковке, в основном при больших массах товара.

Скидка за ускорение оплаты- мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он оплатит приобретен­ную партию товара ранее установленного контрактом срока.

Скидка закрытая- ценовая скидка, предоставляемая на продукцию, кото­рая обращается в замкнутых экономических единицах, например при внутрифирменных поставках или при внутренней торговле междуна­родных замкнутых группировок; устанавливается также на товары, по­ставляемые по специальным межправительственным соглашениям.

Скидка на пробные партии и заказы- ценовая скидка, устанавливаемая производителем с целью заинтересовать покупателя в новом товаре.

Скидка оптовая- ценовая скидка, зависящая от величины закупок оптовой партии товара.

Скидка особая- ценовая скидка, предоставляемая в исключительных слу­чаях при совершении нестандартных сделок.

Скидка при встречной продаже- ценовая скидка, предоставляемая поставщиком клиенту в том случае, когда клиент приобретает вместе с партией нового товара какую-то часть старого товара.

Скидки при комплексной закупке товаров -мера снижения стандарт­ной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он при­обретает данный товар вместе с другими дополняющими товарами этого предприятия.

Скидка простая- 1) скидка с базовой цены товара, не являющейся суммой нескольких скидок, предоставляемая покупателю в целях стимулирова­ния сбыта; 2) ценовая скидка, предоставляемая с прейскурантной или справочной цены товара.

Скидка рекламная- ценовая скидка, предоставляемая производителем товара розничному торговцу для того, чтобы последний мог организо­вать местную рекламу товара.

Скидка с цен- применяется по товарам пониженного качества или за отступ­ление от требований прейскурантов.

Скидка сбытовая- скидка с оптовой цены, предоставляемая предприя­тием — поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполне­ние функций по продаже продукции транзитом с участием в расчетах.

Скидка скрытая- форма дополнительных бесплатных услуг, например предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий товаров.

Скидка сложная- суммарная скидка с базовой цены, состоящая из нескольких скидок.

Скидка специальная- скидка с базовой цены товара, предоставляемая по­купателю продавцом в силу специфики договора.

Скидка торговая— часть розничной цены товара, остающаяся в распо­ряжении торговых организаций для покрытия издержек обращения и образования прибыли этих организаций.

Скидка экспортная— ценовая скидка, предоставляемая иностранным по­купателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке.

Скидка функциональная— ценовая скидка, предлагаемая производителем службам товародвижения по продаже Товара, его хранению и учету.

Скидка ценовая- 1) сумма, на которую снижается цена в зависимости от из­менения рыночных условий; 2) корректирование цены с учетом состоя­ния рынка и условий контракта.

Скользящая цена- цена, устанавливаемая на продукцию с длительным циклом изготовления, в течение которого могут существенно меняться затраты на производство.

Сконто- скидка с базисной цены товара при его предоплате.

«Снятие сливок»- новая марка товара или изделие выпускается на рынок по высокой цене для сбыта в узком сегменте рынка, где размер цены не имеет значения или важную роль играет престижность уплаты цены выше номинала.

Совершенная неэластичность предложения -изменение цены на товар не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.

Совершенная неэластичность спроса- изменение цены не влечет за со­бой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.

Совершенная эластичность предложения - изменение величины пред­ложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы предло­жить такое количество товара, какое покупатели готовы покупать по не­изменной цене.

Совершенная эластичность спроса- изменение величины спроса не тре­бует изменения цены товара; покупатели готовы покупать весь имею­щийся на рынке товар по неизменной цене.

Соглашение о свободном ценообразовании -соглашение между пред­приятиями, действующими на олигополистическом рынке, в соответ­ствии с которым во избежание ценовой войны информация о ценах и предполагаемом их изменении доводится до сведения тех, кто прини­мает участие в этом соглашении.

Сопоставимые цены- цены определенного года или на определенную дату, условно принимаемые за базу при сопоставлении в стоимостном выра­жении объема производства, товарооборота и других экономических показателей за отдельные периоды.

Спираль инфляционная- «подстегивающие» друг друга рост заработной платы и рост цен.

Способы регулирования цены— 1) назначение цены с задержкой; 2) ис­пользование оговорки о скользящей цене; 3)установление отдельной цены на отдельные товары и услуги из комплекта поставки; 4) уменьше­ние скидок.

Справочная цена- цена оптового оборота во внутренней и международ­ной торговле.

Стабильность цен - темпы инфляции минимальны и не воздействуют на процесс принятия экономических решений.

Стагфляция- сочетание экономического кризиса и инфляции.

Стоп-цена- цена, зафиксированная в указании брокеру, по достижении которой следует покупать или продавать товар.

Стратегия медленного проникновения на рынок -если предприятие считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но практически не под­вержен влиянию рекламы, оно устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его в средствах массовой информации.

Стратегия скорейшего возврата средств- цены устанавливаются таким образом, чтобы можно было проникнуть в сектор рынка, где продажа товара приносит наибольшую прибыль, позволяющую в кратчайшие сроки вернуть средства, вложенные в производство товара.

Стратегия ступенчатых премий- установление цен с дискретно снижа­ющейся величиной премиальной надбавки с целью обеспечить продажу в сегментах рынка с возрастающей чувствительностью к уровню цены.

Стратегия ценового прорыва- установление цен на более низком уров­не, чем, по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с дан­ной экономической ценностью, для получения большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захвата определенной доли рынка.

Ступенчатые цены- цены на определенную продукцию производствен­но-технического назначения серийного выпуска, последовательно сни­жающиеся по мере увеличения производства, сокращения издержек и морального старения изделий.

Субсидирование цен— предоставление при определенных условиях про­изводителям конкретного вида продукции за счет средств государст­венного бюджета денежных ассигнований для компенсации потерь и увеличения доходов от реализации этой продукции по ценам, не по­крывающим издержки производства и не приносящим определенного размера прибыли.

Т

Тариф- 1) система ставок платы за различные производственные и непро­изводственные услуги, предоставляемые организациям и населению; 2) любой перечень цен на товары и услуги; 3) перечень налогов или та­моженных пошлин, подлежащих уплате с экспорта или импорта; 4) пере­чень цен в тех случаях, когда цены зависят от количества покупаемого товара.

Твердые контрактные цены- цены, установленные в договоре купли-про­дажи и не подлежащие изменению в течение срока действия контракта.

Текущие цены- цены и тарифы, действующие в данный момент: оптовые цены, закупочные цены, цены и расценки в строительстве, тарифы и це­ны на услуги, оказанные организациям, населению, розничные цены.

Темп инфляции- размер обесценения (снижения покупательской способ­ности) денег в определенном периоде, выраженный в процентах к их номиналу на начало периода.

Теневая цена- теоретическая цена товара или услуги в отсутствие явной розничной цены.

Торговая скидка- 1) доля цены конечной продажи, право на получение которой имеет организация, обеспечивающая эту продажу; 2) снижение розничной цены продукта или услуги, предлагаемое дистрибьюторам в связи с тем, что они являются постоянными оптовыми покупателями. Торговая цена- цена, уплачиваемая оптовику или производителю за това­ры розничным торговцем.

Точка безубыточности- объем продаж, которого нужно добиться при ана­лизируемом или заданном уровне цены, чтобы убытки предприятия были нулевыми.

Трансфертная цена- цена, используемая при взаимообмене товарами или услугами; внутрифирменная цена.

У

Указанная цена- оглашенная цена товара или услуги.

Управляемая цена- цена, установленная на основе учета объема спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.

Управляемое ценообразование- ситуация, при которой цены на отдель­ные товары и услуги определяются правительственными органами, офи­циальными или неофициальными картелями поставщиков, а также тор­говыми ассоциациями, но не зависят от рыночных факторов.

Уровень цен- абсолютная или относительная величина цены применитель­но к уровню общественных затрат, доходов или других цен, как внут­ренних, так и внешних.

Установление дискриминационных цен- цены на товары, устанавли­ваемые безотносительно к разнице в уровнях издержек.

Установление единой цены с включением в нее расходов по доставке -формирование цены по географическому принципу, когда предприятие взимает со всех заказчиков независимо от их местонахождения одну и ту же цену, прибавляя к ней расходы по доставке товара.

Установление зональных цен- формирование цен по географическому принципу, когда все заказчики в границах зоны платят одну и ту же сум­марную цену, а цены повышаются по мере удаленности зон.

Установление одной цены на несколько продуктов -продажа более одной единицы продукции по цене ниже, чем сумма цен каждой еди­ницы.

Установление теневых цен- определение реальных цен сделки на уров­не ниже объявленных по прейскуранту.

Установление цен в рамках товарного ассортимента -ступенчатое дифференцирование цен в зависимости от свойств, качества, парамет­ров товаров в рамках одного ассортимента.

Установление цен для стимулирования сбыта -временное установле­ние на товар цены ниже прейскурантной, а иногда и ниже себестоимо­сти в целях увеличения продаж.

Установление цен на основе уровня текущих цен -способ ценообра­зования, когда предприятие в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса.

Установление цен применительно к базисному пункту -формирование цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного пункта и взимает со всех заказчике и транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города независимо от места фактической отгрузки товаров.

Установление цен с принятием на себя расходов по доставке —практика принятия продавцом на себя частично или полностью расходов по доставке товара с целью обеспечения получения заказов.

Установление цены на основе закрытых торгов -расчет цены в зави­симости от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на осно­ве показателей издержек или спроса.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара -цено­образование на основе покупательского восприятия ценностной значи­мости товара, а не на базе издержек продавца.

Ц

Цена аукционная- цена, формируемая при продаже товара на аукционе; максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционном торге.

Цена биржевая- 1) цена, устанавливаемая в результате биржевых торгов; 2) цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбав­ки или вычитания скидки в зависимости от места поставки товаров, дру­гих условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонение от биржевого стандарта.

Цена-брутто- цена, исчисленная без учета дополнительных наценок.

Цена валовая - цена, в которую входят затраты на перевозки, страхование и другие расходы.

Цена восстановленная- цена, достигшая прежнего уровня после ее пони­жения или повышения.

Цена государственная- цена, устанавливаемая государственными орга­нами.

Цена действительности- цена, по которой совершается сделка; оконча­тельная цена на которую согласились покупатель и продавец.

Цена демпинговая- в соответствии с антидемпинговым законом — экс­портная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20 и более процентов) или ниже мировой цены (на 8 и более процентов).

Цена единственная- твердая цена продажи или покупки, названная кли­ентом брокеру.

Цена заключительная- диапазон цен, курсов, котировок, зарегистриро­ванных на бирже перед ее закрытием.

Цена интервенционная- повышенная цена приобретения некоторых видов товаров, устанавливаемая государством или группой государств на основе межправительственных соглашений с целью поддержания производства этих товаров.

Цена картельная- монопольная цена, устанавливаемая участниками кар­теля для устранения конкурентов.

Цена каталога- цена, публикуемая в каталогах и проспектах предприятий оптовой и розничной торговли.

Цена КАФ (на условиях «стоимость плюс фрахт») -цена, в которую включены расходы по доставке, транспортировке товара до места, где товар примет покупатель, не включающая расходы на страхование груза.

Цена контрактная- цена, фиксируемая в сделке купли-продажи тенора (контракте), в том числе при внешнеторговых операциях. Может быть твердой с последующей фиксацией и скользящей.

Цена котировальная- цена, определенная на основе котировок.

Цена красная (умеренная рыночная цена) -цена сделки, удовлетворя­ющая и продавцов, и покупателей.

Цена «кросс-Овер»- цена на ценные бумаги, выпущенные ранее в обраще­ние, которые рефинансируются за счет поступлений от их нового вы­пуска до наступления срока погашения.

Цена лимитированная- 1) минимальная цена, по которой государство или другой потенциальный покупатель гарантирует производителю закупку данного товара; устанавливается на определенный период времени; 2) максимальная цена, устанавливаемая в процессе разработки нового товара.

Цена льготная- сниженный уровень цены на товар, устанавливаемый в це­лях стимулирования продаж, либо цена, дотируемая для отдельных групп покупателей.

Цена мировая- денежное выражение интернациональной стоимости еди­ницы реализуемого на мировом рынке товара.

Цена монопольная- цена, устанавливаемая на рынке монополистами с целью извлечения сверхприбыли.

Цена-нетто- 1) цена товара в месте его купли-продажи, с которой не дела­ется скидка; 2) для продавца - фактическая выручка от продажи товара за минусом расходов по исполнению сделки; для покупателя - сумма, уплаченная продавцу.

Цена оптимальная- цена, формируемая на основе реальных оценок за­трат и дохода от продажи товара.

Цена отправная- цена, ниже которой продавец не согласен продавать то­вар, или цена, которую готов заплатить покупатель.

Цена отпускная- 1) цена, по которой предприятие реализует свой товар потребителю; 2) цена на продукцию, отпускаемую заготовительными организациями.

Цена падающая- цена, характерная для понижающейся конъюнктуры рынка.

Цена покупателя- цена, по которой покупатель готов приобрести товар.

Цена покупная- цена товара, формируемая на базе фабричной цены изде­лия, издержек на его реализацию и прибыли участников процесса обра­щения.

Цена полная- цена, включающая надбавки к базисной цене.

Цена поставки- цена на поставку товаров по срочным контрактам, уста­навливаемая расчетной палатой.

Цена потребления- сумма продажной цены и стоимости потребления (ис­пользования) товара за период эксплуатации.

Цена поушальная- цена разнородных по качеству товаров, устанавливае­мая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов от­дельных единиц товара.

Цена поясная- цена, дифференцированная с учетом географического по­ложения места сделки; цена одного и того же товара, характерная для ряда регионов.

Цена прекращения производства- цена товара, при которой предприя­тие не покрывает свои издержки производства. Равна минимальным предельным издержкам.

Цена престижная- высокая цена, ориентированная на покупателей, боль­ше обеспокоенных качеством товара, его уникальностью, чем ценой.

Цена при оплате наличными- цена на рынке наличных сделок; в опто­вой торговле может означать также платеж в течение определенного короткого срока.

Цена производства- часть цены товара, обусловленная издержками производства. Равна сумме издержек производства и прибылипроизводи­теля (без включения издержек обращения).

Цена психологическая- цена, устанавливаемая продавцом чуть ниже при­вычной круглой величины.

Цена равновесия дохода и издержек- цена, при которой производитель товара получает максимальную прибыль; при дальнейшем увеличении цены уменьшается объем продаж вследствие падения спроса, что может ,, привести к уменьшению общей прибыли.

Цена разовая- цена на продукцию производственно-технического назна­чения, изготавливаемую по разовому заказу.

Цена резервирования- минимальная отправная цена, ниже которой про­давец не согласен продавать свой товар.

Цена с последующей фиксацией- цена, устанавливаемая в ходе реали­зации договора, в котором определяются правила ее фиксации.

Цена СИФ- цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке грузов, уплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до цены доставки товара покупателю.

Цена «спот»- цена, по которой товар продается с немедленной оплатой. Устанавливается при совершении сделок на наличные товары или валют­ных сделок.

Цена справочная- цена, являющаяся исходной для продавца и покупателя при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке.

Цена управляемая- цена, определяемая на основе изучения спроса и пред­ложения в условиях сильно монополизированного рынка.

Цена уторговывания- цена, являющаяся результатом переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем добивается снижения цены.

Цена фактурная- цена, указанная в счете-фактуре на поставленный товар.

ЦенаФАС (франко вдоль борта судна)- цена товара, исчисляемая с уче­том транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пунк­та погрузки на транспортное судно.

Цена ФОБ (франко-борт)- цена товар