Стратегия высоких цен может быть представлена как

Задача 20

Задача 19

Задача 18

Задача 17

Задача 16

Задача 15

Задача 14

Задача 13

Задача 12

Задача 11

Задача 10

Задача 9

Задача 8

Задача 7

Задача 6

Задача 5

Задача 4

Задача 3

Задача 2

Задача 1

Материалы для практических занятий

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему во многих странах вводится антимонопольное законода­тельство, как оно действует в разных странах (приведите примеры) ?

2. В чем смысл естественной монополии, какие ценовые стратегии используются в случае естественной монополии?

3. Что вам известно о регулирующей роли государства в процессе ценообразования в развитых странах: США, Франции, Японии и др. - и возможно ли использование их опыта в России?

4. Кратко охарактеризуйте мировой рынок.

5. Назовите основные факторы, которые оказывают влияние на функ­ционирование мирового рынка и на формирование цен на нем.

6. Перечислите виды цен, используемых в международной торговле.

7. Каким образом в международной торговле используются поправки к ценам?

8. Назовите принципы формирования внешнеторговых цен.

9. Назовите виды контрактных внешнеторговых цен и способы их корректировки.

10.Как действует механизм формирования мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности и сырье?

1. Составьте калькуляцию себестоимости 100 пар детской обуви.

2. Определите прибыль или убыток от реализации одной па­ры.

Известны следующие данные:

1. Затраты на сырье и основные материалы (на 100 пар дет­ской обуви):

- кожтовары для верха — 17500 руб.;

- кожтовары для подкладки — 118 руб.;

- стоимость деталей низа — 694 руб.;

- текстиль для межподкладки — 240 руб.,

- искусственный мех для подкладки — 248 руб.;

Вспомогательные материалы, топливо и электроэнергия на технологические цели — 50 руб.

Зарплата производственных рабочих — 1110 руб.

Начисления на заработную плату производственных рабочих_______________

Накладные расходы (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые, общезаводские расходы) и др. — 20% к зарплате производственных рабочих.

Внепроизводственные расходы — 0,3% к производственной себестоимости.

2. Свободная отпускная цена одной пары детской обуви (с НДС) — 70 руб.

3. НДС — 18% к свободной отпускной пене (без НДС).

 

Составьте калькуляцию и определите структуру свободной отпускной цены костюма мужского шерстяного (модель 5-211).

Расчет стоимости сырья и материалов произвести по приведенным данным:

.

Наименование сырья и основных материалов Норма, кв. м Цена кв. м, руб. Сумма, руб.
ткань верхняя 4,05  
подкладка шелковая 1,83  
подкладка х/б 1,77  
приклад    
фурнитура    
плечики    
корсажная тесьма    
заготовительные расходы    
возвратные отходы    
ИТОГО материальные затраты      

Известны следующие данные:

Основная и дополнительная зарплата производственных ра­бочих — 178 руб.

Дополнительная зарплата производственных рабочих — 20% от основной зарплаты.

Начисления на зарплату______________

Накладные расходы — 60% от основной зарплаты производ­ственных рабочих.

Внепроизводственные расходы — 0,2% от производственной себестоимости.

Свободная отпускная цена с НДС — 1843 руб.

Налог на добавленную стоимость — 18% к свободной отпуск­ной цене (без НДС).

Определите структуру свободной отпускной цены шелкового женского платья, реализуемого частным магазином. Известно, что полная себестоимость платья 1800 руб. Свободная отпускная цена с НДС — 2400 руб. Свободная розничная (рыночная) цена 2800 руб.

 

Исчислить среднюю квартальную цену отдельных товаров

на основе следующих данных:

Наименование товара Продано товаров Цена товара, руб. Средняя кварталь­ная цена, руб.
за январь, февраль за март до марта в марте
хлеб из муки в/с (батон) молоко, л мясо, кг сахар, кг рыба, кг соль, кг     120000 100000 500000 200000 120000 50000     80000 150000 300000 280 000 150000 52000     5,0 10,0 80,0 17,0 41,0 5,0     5,5 11,0 85,0 18,0 52,5 5,5  

1. Определите:

а) свободную розничную цену изделия при условии, что то­вар поступает в розничную торговую сеть через оптовую базу;

б) прибыль промышленного предприятия от реализации из­делия по свободным отпускным ценам. Прибыль равна се­бестоимости.

2. Составьте структуру свободной розничной цены.

Известны следующие данные:

 

Ставка акциза 30% к свободной цене (без НДС). НДС 18% к свободной отпускной цене (без НДС).

Свободная отпускная цена (с НДС) — 40 руб. Оптовая надбавка — 10%. Торговая надбавка — 25%.

1. Определите:

а) свободную розничную цену;

б) цену, по которой предприятие розничной торговли будет рассчитываться с оптовой базой;

в) прибыль промышленного предприятия от реализации дан­ного изделия.

2. Составьте структуру свободной розничной цены.

 

Известны следующие данные:

 

Себестоимость — 12 руб. НДС — 18% к отпускной цене (без НДС). Отпускная цена (с НДС) — 38 руб. Торговая надбавка — 20%. Оптовая надбавка 8%.

 

1. Определите:

а) розничную цену изделия при условии, что оно поставля­ется в розничную сеть через двух посредников (торгово-закупочные организации);

б) прибыль промышленного предприятия от реализации из­делия по свободным отпускным ценам.

2. Составьте структуру свободной розничной цены.

 

Известны следующие данные:

Себестоимость — 10 руб.

Налог на добавленную стоимость — 18% к свободной отпуск­ной цене (без НДС).

Свободная отпускная цена (с НДС) — 42 руб. Снабженческо-сбытовая надбавка — 25%.

 

1. Определите:

а) прибыль к свободной отпускной цене изделия;

б) свободную розничную цену изделия;

в) цену закупки, по которой розничная торговля будет рас­считываться с посредником.

2. Составьте структуру свободной отпускной и свободной розничной цены.

Известны следующие данные:

 

Себестоимость изделия — 80 руб. НДС — 18% к свободной отпускной цене (без НДС). Акцизный налог — 30%.

Свободная отпускная цена (с НДС) — 300 руб. Снабженческо-сбытовая надбавка :— 15%. Торговая надбавка — 25%.

Определите:

а) свободную розничную цену товара, поступившего в тор­говое предприятие;

б) цену, по которой торговое предприятие будет рассчиты­ваться с оптовой базой;

в) прибыль промышленного предприятия от реализации дан­ного товара.

 

Известны следующие данные:

Затраты на сырье и материалы — 190 руб. Затраты на обработку — 30 руб.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы 60 руб.

Внепроизводственные расходы — 3% к производственной себестоимости.

Свободная отпускная цена товара (с НДС) — 400 р;

Оптовая надбавка — 2%.

Торговая надбавка — 8%.

НДС — 18% к свободной отпускной цене (без НДС).

 

Легковой автомобиль ВАЗ поступает в продажу от произво­дителя в розничную торговлю. Розничная цена его 150 тыс. руб. Торговая надбавка 30% к свободной цене. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 25% от себестоимости.

Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

 

Себестоимость легкового автомобиля составляет — 90 000 руб. Прибыль автозавода составляет 25% от себестоимости. Автомо­биль с автозавода поступает в розничную торговлю. Торговая надбавка составляет 30% к свободной отпускной цене.

Следует определить розничную цену легкового автомобиля ВАЗ, а также процент (удельный вес) каждого элемента в роз­ничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС, тор­говой надбавки).

 

Водка «Московская» 0,5 л, 40° в магазине продается по це­не 80 руб. Поступает она в магазин непосредственно от завода-изготовителя. Торговая надбавка составляет 30% от свободной отпускной цены. Прибыль предприятия-изготовителя составля­ет 50% от себестоимости.

Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

 

Себестоимость водки «Столичная» 1,0 л, 40° составляет 20 руб., а прибыль предприятия-изготовителя — 50% от себе­стоимости. Водка поступает в магазин без посредников. Тор­говая надбавка составляет 30% от свободной отпускной цены.

Следует определить розничную цену водки «Столичная» и про­цент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

«Шампанское» 0,7 л продается в магазине по цене 80 руб. и поступает непосредственно от завода-изготовителя. Торговая надбавка составляет 25% от свободной отпускной цены. При­быль предприятия-изготовителя составляет 20% от себестоимо­сти.

Следует определить себестоимость и прибыль изготовителя, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

Себестоимость «Шампанского» 0,7 л составляет 40 руб., а прибыль предприятия-изготовителя — 20% от себестоимо­сти. «Шампанское» поступает в магазин непосредственно от предприятия-изготовителя без посредников. Торговая надбавка составляет 20% от свободной отпускной цены.

Следует определить розничную цену «Шампанского» и про­цент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

Розничная цена бутылки пива 0,5 л 12 руб. Пиво поступает в магазин непосредственно от предприятия-изготовителя, при­быль которого составляет 30% от себестоимости. Торговая над­бавка 25% от свободной отпускной цены.

Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя, а также процент каждого элемента в розничной цене (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбав­ки).

Себестоимость ювелирного изделия составляет 1200 руб., а прибыль предприятия-изготовителя 40% от себестоимости. Ювелирное изделие поступает в розничную сеть без посредни­ков. Торговая надбавка 14%.

Следует определить розничную цену ювелирного изделия, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбав­ки).

Себестоимость одного литра автомобильного бензина соста­вляет 8 руб., прибыль предприятия-производителя 45% от себе­стоимости. Бензин поступает в продажу без посредников. Тор­говая надбавка 20%.

Следует определить розничную цену одного литра автомо­бильного бензина, а также процент (удельный вес) каждого эле­мента розничной цены (себестоимости, прибыли, акциза, НДС и торговой надбавки).

 

Розничная цена телевизора 8000 руб. Товар поставляется от производителя непосредственно в магазин. Торговая надбавка 20%. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 35% от се­бестоимости.

Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя, а также процент (удельный вес) каждого элемента в розничной цене товара (себестоимости, прибыли, НДС и тор­говой надбавки).

 

Себестоимость одной пары мужской обуви составляет 500 руб. Прибыль предприятия-изготовителя 20% от себестоимости. То­вар в магазин поступает через оптовое звено. Оптовая надбавка 10% к свободной отпускной цене, торговая надбавка 20%.

Следует определить розничную цену одной пары мужской обуви, а также процент (удельный вес) каждого элемента роз­ничной цены (себестоимости, прибыли, НДС, оптовой надбавки и торговой надбавки).

Контрольный тест по учебной дисциплине «Цены и ценообразование»

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

а) стратегия проникновения на рынок;

б) стратегия премиального ценообразования;

в) стратегия следования за лидером;

г) стратегия справедливого ценообразования.

2. Для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной элас­тичности имеет значение:

3. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

а) регулируемые цены;

б) закупочные цены;

в) биржевые котировки;

г) скользящие цены.

4. Цена проникновения на рынок в несколько раз выше цены, сложив­шейся на рынке:

а) да;

б) нет.

5. На товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, устанавливаются следующие цены:

а) гибкая;

б) сезонная;

в) скользящая;

г) преимущественная.

6. По способу установления и фиксации цены бывают:

а)подвижными;

б) регулируемыми;

в) биржевыми;

г) скользящими.

7. В зависимости от степени влияния государства на процесс ценооб­разования цены бывают:

а) свободными;

б) региональными;

в) публикуемыми;

г) регулируемыми.

8. Какое значение коэффициента спроса по доходу соответствует неэластичному спросу:

9. Какая из перечисленных цен в соответствии с условиями поставки и продажи имеет наиболее высокий уровень:

а)СIF;

б) FОВ;

с) СFR.

10. Цена-брутто будет являться:

а) трансфертной ценой;

б) фактурной ценой;

в) дистрибьюторской ценой;

г) твердой (постоянной) ценой.

11. Для завоевания лидерства на рынке по показателю «качество про­дукции» предприятие:

а) устанавливает минимальную цену на свою продукцию;

б) устанавливает максимальную цену на свою продукцию;

в) стремится минимизировать издержки;

г) устанавливает цену на свою продукцию исходя из цен конку­рентов.

12. По способу получения информации о ценах различаются:

а) расчетные цены;

б) ступенчатые цены;

в) сезонные цены;

г) оптовые цены.

13. С учетом фактора времени цены бывают:

а) скользящими;

б) розничными;

в) сезонными;

г) свободными.

14. Стратегия нейтрального ценообразования (средних цен) означает:

а) установление цен примерно на уровне цен предприятий-конку­рентов;

б) установление цен в соответствии со средним по отрасли уров­нем прибыли.

15. Зональная цена — это цена, которая:

а) устанавливается на товар при его доставке к месту назначения;

б) неодинакова для разных потребителей в пределах определенной географической зоны;

в) включает усредненные расходы по доставке товара к месту на­значения;

г) имеет единое значение в пределах определенной географиче­ской зоны.

16. Какая из перечисленных цен обязательно включает страховку при перевозке товаров морем:

а) СFR;

б) СIF;

в) FОВ.

17. На стадии роста продаж изделия:

а) затраты растут;

б) конкуренция отсутствует;

в) потребители не чувствительны к изменению цены;

г) возможно применение стратегии и высоких, и средних, и низ­ких цен.

18. Скользящие цены относятся к группе цен, обслуживающих оборот:

а) Да;

б) нет.

19. Стоимость фрахта судна входит в цену:

а) СIF;

б) СFR;

в) СIF и СFR;

г) FОВ.

20. Трансфертные цены - это цены, по которым происходит передача товара от одного подразделения к другому в рамках одного пред­приятия:

а) да;

б) нет.

21. Распределительная функция цены:

а) учитываются затраты труда на производство продукции;

б) стимулируется развитие предприятия;

в) перераспределяется национальный доход.

22. Чувствительность к ценам у потребителей возрастает по мере на­сыщения рынка товаром данного вида:

а) да;

б) нет.

23. Цена FОВ обязательно включает в себя страховку при перевозке товара:

а) да;

б) нет.

24. Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется:

а) при высокой эластичности спроса по цене;

б) при низкой эластичности спроса по цене.

25. В соответствии с условиями «Инкотермс» группа F включает следу­ющие виды цен:

а) FАS;

б) FОВ;

в) СIF;

г) СРТ.

26. Дискриминация цен - это:

а) установление разных цен на один и тот же товар для разных групп потребителей;

б) установление сезонных цен;

в) предоставление скидок с цен;

г) продажа товара по цене ниже себестоимости его производства.

27. В качестве мировых цен на продукцию производственно-техниче­ского назначения (приборы, станки, оборудование) принимаются:

а) цены каталогов торговых предприятий;

б) внутренние оптовые цены в странах с емким рынком;

в) биржевые котировки на крупнейших биржах;

г) цены основных предприятий-производителей.

28. Стратегия средних цен может быть представлена в виде:

а) стратегия проникновения на рынок;

б) стратегия нейтрального ценообразования;

в) стратегия следования за лидером;

г) стратегия нейтрального ценообразования и стратегия следова­ния за лидером.

29. В соответствии с условиями «Инкотермс» группа С включает следу­ющие виды цен.

а) СFR;

б) EXW;

г)СIР.

30. Целью предприятия может быть:

а) максимизация прибыли;

б) максимизация оборота;

в) и то и другое.

31. К внешним факторам ценообразования относятся:

а) конкуренты;

б) издержки;

в) потребители;

г) государство.

32. Основной недостаток метода определения цены на основе анали­за безубыточности:

а) невозможно рассчитать объем производства при заданной вели­чине прибыли;

б) не учитывается взаимосвязь цены товара и фактора спроса;

в) получаемые результаты приблизительны;

г) для определения цены используются данные об объеме выпуска продукции, которые сами зависят от цены товара.

33. Что не соответствует стадии зрелости изделия:

а) затраты растут;

б) конкуренция ослабевает;

в) предприятия предпочитают не манипулировать ценами;

г) проводится модифицирование товара.

34. Какими способами может осуществляться фиксация цен:

а) использование цен прейскурантов;

б) установление монопольных цен;

в) установление предельного уровня цен;

г) замораживание цен.

35. Предприятие занимает доминирующее положение на рынке, если его доля рынка составляет:

а) 35%;

б) 35-65%;

в) более 65%.

36. Какому периоду соответствует ценовая политика:

а) краткосрочному;

б) среднесрочному;

в) долгосрочному.

37. Закупочные цены - это:

а) оптовые цены, по которым производитель закупает сырье и ма­териалы для собственного производства;

б) цены, которые устанавливаются по договоренности между про­давцом и покупателем;

в) оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохо­зяйственной продукции.

38. Аукционная цена является разновидностью:

а) розничной цены;

б) оптовой цены;

в) трансфертной цены.

39. К регулируемым ценам относятся:

а) предельные;

б) гарантированные;

в) рекомендуемые;

г) розничные.

40. Расчетные цены - это:

а) цены, которые рассчитываются производителем продукции;

б) цены, которые рассчитываются поставщиком продукции с уче­том индивидуального заказа потребителя;

в) цены, которые рассчитываются в розничной торговле.

41. Мировая цена на товары народного потребления определяется:

а) ценами ведущих производителей этих товаров;

б) уровнем цен аукционов и бирж;

в) ценами, данные о которых публикуются в крупных каталогах.

42. К видам экономической конъюнктуры относятся:

а) отраслевая;

б) промышленная;

в) общая;

г) товарных рынков.

43. Темпы роста умеренной (ползучей) инфляции в год составляют:

а) не более 3%;

б) 2 -20%;

в) 2-10%

44. Темпы роста галопирующей инфляции в год составляют:

а) до 100%;

б) до 200%;

в) более 200%.

45. К видам инфляции относятся:

а) инфляция спроса;

б) инфляция издержек;

в) инфляция заработной платы.

46. Ценовая конкуренция отсутствует:

а) на рынке чистой конкуренции;

б) на рынке чистой монополии;

в) на рынке монополистической конкуренции;

г) на олигополистическом рынке;

47. Анализ безубыточности является:

а) затратным методом ценообразования;

б) рыночным методом ценообразования.

48. Биржевые цены — это:

а) цены любой продукции, продаваемой на бирже;

б) цены однородной стандартизированной продукции, продава­емой на бирже.

49. Налогообложение является косвенным методом государственного регулирования цен:

а) нет;

б) да.

50. Акцизы включаются в структуру розничной цены:

а) да;

б) нет.

51. Прейскурантная цена на строительную продукцию:

а) средняя цена единицы продукции объекта строительства;

б) цена объекта строительства, публикуемая в справочных изданиях;

в) цена, которая устанавливается между заказчиком и подрядчиком строительства.

52. К тарифам на услуги населению не относятся:

а) тарифы на услуги коммунального хозяйства;

б) тарифы на услуги телефонной связи;

в) тарифы на общественный транспорт.

53. Цена производства определяется:

а) только на основе издержек производства;

б) на основе издержек производства плюс средняя прибыль.

54. Мировая цена на сырье определяется:

а) уровнем цен аукционов и бирж;

б) уровнем цен стран-экспортеров и стран-импортеров.

в) верны оба варианта.