Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах
В странах с развитой рыночной экономикой на процессы ценообразования оказывает воздействие государство. Изучение зарубежного опыта ценообразования позволяет понять его закономерности и тенденции и использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России.
История развития экономики многих стран подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, предпочтительнее оказался смешанный тип, при котором на условиях равноправия сосуществуют государственный и негосударственный секторы. Причем государственные органы обеспечивают эффективное воздействие на экономику, не нарушая механизмов рыночного саморегулирования.
Большая часть стран с экономикой смешанного типа применяют определенные общие правила ценообразования, устанавливаемые законодательными актами, которые регламентируют порядок и методологию формирования цен. Государственные органы ценообразования берут на себя функцию введения цен на конкретные товары и услуги, имеющие для национальной экономики ведущее значение, разрабатывают общие методы и нормативы установления цен, осуществляют контроль за ценами.
Рассмотрим опыт государственного регулирования цен на примере некоторых стран.
США. В 70-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкнулись с проблемой галопирующей инфляции, которая началась с ускорения темпов роста оптовых и розничных цен. Администрация президента Р. Никсона сделала попытку справиться с инфляцией методами прямого регулирования цен. В 1971 г. был установлен централизованный контроль за ценами; цены и заработная плата были заморожены с целью не допустить безработицы. В 1972 г. наметились тенденции к стабилизации ситуации: замедлились темпы роста оптовых и розничных цен, стал увеличиваться ВНП. Однако скоро вновь проявились негативные тенденции: замедлилась деловая активность, стал задерживаться рост доходов и т.д. В результате в 1974 г. президент и администрация были вынуждены отказаться от прямого контроля над ценами.
В 1974-1981 гг. предпринимались неоднократные попытки прямого регулирования внутренних цен на энергоносители, повышение которых было связано с подъемом цен на нефтепродукты и природный газ. Эта политика дала негативные результаты: добывающие корпорации потеряли интерес к освоению новых месторождений нефти и природного газа и как следствие уменьшились капиталовложения в энергетику. Импорт нефти в США увеличивался, несмотря на подъем мировых цен. В 1981 г. президент Р. Рейган отменил контроль за внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, поскольку, по мнению администрации, такой контроль сдерживал производство, стимулировал потребление, не позволял использовать технологические достижения и делал США все более зависимыми от энергетического импорта.
В 80 - начале 90-х годов американская администрация ограничивала государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам и делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен в целях общего оздоровления экономики страны. Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под антитрестовское законодательство. Всего в США регулировалось от 5 до 10% цен.
Что касается сельскохозяйственной продукции, то в конце 40 - 60-х годов в Америке были введены паритетные цены, обеспечившие сохранение покупательной способности фермеров и их доходов на заданном уровне. Основой расчета этих цен являлись данные первого десятилетия XX в., поскольку соотношение промышленных и сельскохозяйственных цен в этом периоде признавалось оптимальным. Государство взяло на себя обязательство проводить закупки сельскохозяйственной продукции по ценам, не ниже паритетных, которые в результате превращались в минимальные гарантированные цены. Таким же образом регулировались цены в молочной промышленности. Если рыночная цена оказывалась меньше паритетной, то продукты скупает государство и употребляет их на бесплатные завтраки для школьников, помощь неимущим, продовольственную поддержку слаборазвитых стран.
Франция.Франция - одна из немногих западных стран, где существовал достаточно жесткий режим регулирования цен государством. Этот режим частично сохранился и в настоящее время. Несмотря на действие принципа свободного ценообразования, по-прежнему принято прямое регулирование государством цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и контроль за ценами в условиях конкуренции. В государственном секторе формируется небольшой объем ВНП. К этому сектору относятся отрасли-монополисты, например, электроэнергетика и транспорт, а также национальные и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы.
Государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объемы инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. На национальные и коммерческие банки и страховые компании государство оказывает минимальное воздействие. Примерно 20% всех цен диктует государство, остальные 80% - это свободно формируемые цены.
В 1947 г. в связи со снижением покупательной способности франка, его девальвацией в стране была введена контролируемая свобода цен: предприниматели получили право изменять их, поставив об этом в известность государственные органы, которые могли отменить такое решение. Однако уже в начале 1948 г. стал действовать режим свободы ценообразования.
В течение следующих 10 лет правительство приняло шесть законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению контроля за ними.
В 1960-1962 гг. произошла почти полная либерализация цен на промышленные товары, но в 1963 г. правительство пошло на новую блокировку цен ввиду осуществления политики «развития без инфляции». Были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В 1965-1972 гг. правительство ввело в экономическую практику заключение с предпринимателями так называемых контрактов стабильности, программных контрактов и контрактов против повышения цен.
В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары.
Программные контракты были призваны способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Эти контракты заключались на все товары и услуги, по которым ранее действовали контракты стабильности. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству сведения о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости персонала, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробные сведения о порядке формирования цен, в том числе результаты анализа рыночной ситуации и уровня и характера конкуренции, данные о технико-экономических параметрах товаров, производительности труда, методах финансового управления и пр.
Контракты против повышения цен должны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлит рост инфляции. При их подписании правительство принимало на себя обязательство не применять меры, ведущие к увеличению издержек производства.
В середине 70-х годов правительство опять вернулось к практике блокирования цен: были заморожены цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики. В 1976 г. цены в государственном секторе могли повышаться только на заданный процент. При этом государство заключало с предприятиями контракты, по которым предприятия обязывались ограничивать подъем цен на свою продукцию. Если прибыль росла быстрее, чем цены, они облагались специальным антиинфляционным налогом.
Проанализировав ситуацию, французские экономисты пришли к выводу, что государственное блокирование цен неэффективно. Было объявлено о либерализации цен. Это означало не полное прекращение вмешательства государства в ценообразование, а лишь изменение формы воздействия: вместо жестких методов вводились косвенные меры регулирования цен. Поэтому одновременно с решением о либерализации было принято и другое решение — о ценовой конкуренции в промышленности: запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев, а также заключение любых соглашений о минимальных и рекомендуемых ценах на товары народного потребления и услуги.
Япония.Правительство Японии запрещает устанавливать несправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены с целью «выбить» конкурентов с рынка. Введены ограничения на единовременный подъем цен. Эти меры распространяются на отрасли, где объем производства составляет более 30 млрд. йен. Если всего три фирмы, принадлежащие к этим отраслям, в течение трех месяцев увеличивали цены примерно на одну и ту же величину (в абсолютном выражении и в процентах), то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклад о причинах такого явления и при необходимости начать расследование. Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии по справедливым сделкам в подобных случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, загрузки оборудования и цен.
В Японии работает специальный орган - Бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения.
В 90-х годах XX в. в Японии регулировались государством цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию, газ, медицинское оборудование, услуги образования.
Финляндия.Эту страну в 80-е годы XX в. называли Скандинавской Японией, поскольку она сделала заметный шаг на пути экономического развития и заняла одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. Хотя ее экономика опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль регулятора в процессе установления цен. Здесь ему принадлежат важные функции. Через Министерство торговли Финляндии осуществляются планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, винно-водочные изделия. Значительную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на большие сроки под щадящие проценты.
В целом система ценообразования в Финляндии (особенно это касается розничных цен на товары и услуги) отличается гибкостью и позволяет стимулировать потребление. В социально ориентированной рыночной экономике Финляндии эта система дает возможность проводить мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня населения. Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики базируются на планово-расчетном ценообразовании.
Испания.Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки таких товаров и услуг регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. К этим товарам относится продукция предприятий государственного сектора и ряда частных компаний, занятых выпуском товаров первой необходимости. Контроль за формированием цен ведет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании - рабочий орган Правительственной комиссии по экономическим вопросам.
В стране используются следующие виды цен, которые в той или иной степени регулируются государством:
• разрешительные цены - вопрос об их повышении рассматривается Высшим советом по ценам. Так устанавливаются цены на соевое масло, попутный сжиженный газ, керосин, дизельное топливо,
• уведомительные цены - для получения разрешения на их увеличение требуется уведомить Высший совет по ценам за месяц до осуществления повышения;
• местные цены - решение о подъеме цен на такие услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц санкционируются провинциальными комиссиями по ценам.
В последние годы список товаров, цены на которые регулируются Высшим советом по ценам, значительно уменьшился.