Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах

 

В странах с развитой рыночной экономикой на процессы цено­образования оказывает воздействие государство. Изучение зарубеж­ного опыта ценообразования позволяет понять его закономерности и тенденции и использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России.

История развития экономики многих стран подтвердила неэф­фективность как монополизированной, так и чисто рыночной эко­номики, предпочтительнее оказался смешанный тип, при котором на условиях равноправия сосуществуют государственный и негосу­дарственный секторы. Причем государственные органы обеспечива­ют эффективное воздействие на экономику, не нарушая механизмов рыночного саморегулирования.

Большая часть стран с экономикой смешанного типа применяют определенные общие правила ценообразования, устанавливаемые законодательными актами, которые регламентируют порядок и мето­дологию формирования цен. Государственные органы ценообразо­вания берут на себя функцию введения цен на конкретные товары и услуги, имеющие для национальной экономики ведущее значение, разрабатывают общие методы и нормативы установления цен, осу­ществляют контроль за ценами.

Рассмотрим опыт государственного регулирования цен на при­мере некоторых стран.

США. В 70-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкну­лись с проблемой галопирующей инфляции, которая началась с уско­рения темпов роста оптовых и розничных цен. Администрация пре­зидента Р. Никсона сделала попытку справиться с инфляцией методами прямого регулирования цен. В 1971 г. был установлен централизованный контроль за ценами; цены и заработная плата были заморожены с целью не допустить безработицы. В 1972 г. наме­тились тенденции к стабилизации ситуации: замедлились темпы ро­ста оптовых и розничных цен, стал увеличиваться ВНП. Однако скоро вновь проявились негативные тенденции: замедлилась деловая актив­ность, стал задерживаться рост доходов и т.д. В результате в 1974 г. президент и администрация были вынуждены отказаться от прямого контроля над ценами.

В 1974-1981 гг. предпринимались неоднократные попытки пря­мого регулирования внутренних цен на энергоносители, повышение которых было связано с подъемом цен на нефтепродукты и природный газ. Эта политика дала негативные результаты: добывающие корпорации потеряли интерес к освоению новых месторождений нефти и природного газа и как следствие уменьшились капиталовложения в энергетику. Импорт нефти в США увеличивался, несмотря на подъем мировых цен. В 1981 г. президент Р. Рейган отменил контроль за внутрен­ними ценами на нефть и нефтепродукты, поскольку, по мнению адми­нистрации, такой контроль сдерживал производство, стимулировал потребление, не позволял использовать технологические достижения и делал США все более зависимыми от энергетического импорта.

В 80 - начале 90-х годов американская администрация ограни­чивала государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам и делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулиро­вания цен в целях общего оздоровления экономики страны. Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомо­нополизированных отраслях, подпадающих под антитрестовское за­конодательство. Всего в США регулировалось от 5 до 10% цен.

Что касается сельскохозяйственной продукции, то в конце 40 - 60-х годов в Америке были введены паритетные цены, обеспечившие сохранение покупательной способности фермеров и их доходов на заданном уровне. Основой расчета этих цен являлись данные пер­вого десятилетия XX в., поскольку соотношение промышленных и сельскохозяйственных цен в этом периоде признавалось оптималь­ным. Государство взяло на себя обязательство проводить закупки сель­скохозяйственной продукции по ценам, не ниже паритетных, кото­рые в результате превращались в минимальные гарантированные цены. Таким же образом регулировались цены в молочной промыш­ленности. Если рыночная цена оказывалась меньше паритетной, то продукты скупает государство и употребляет их на бесплатные зав­траки для школьников, помощь неимущим, продовольственную под­держку слаборазвитых стран.

Франция.Франция - одна из не­многих западных стран, где существовал достаточно жесткий режим регулирования цен государством. Этот режим частично сохранился и в настоящее время. Несмотря на действие принципа свободного ценообразования, по-прежнему принято прямое регулирование госу­дарством цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнер­гию, транспортные услуги и контроль за ценами в условиях конкурен­ции. В государственном секторе формируется небольшой объем ВНП. К этому сектору относятся отрасли-монополисты, например, электро­энергетика и транспорт, а также национальные и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы.

Государство устанавливает все экономические параметры дея­тельности отраслей-монополистов, в том числе объемы инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. На национальные и ком­мерческие банки и страховые компании государство оказывает ми­нимальное воздействие. Примерно 20% всех цен диктует государство, остальные 80% - это свободно формируемые цены.

В 1947 г. в связи со снижением покупательной способности франка, его девальвацией в стране была введена контролируемая сво­бода цен: предприниматели получили право изменять их, поставив об этом в известность государственные органы, которые могли отме­нить такое решение. Однако уже в начале 1948 г. стал действовать ре­жим свободы ценообразования.

В течение следующих 10 лет правительство приняло шесть за­конов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению контроля за ними.

В 1960-1962 гг. произошла почти полная либерализация цен на промышленные товары, но в 1963 г. правительство пошло на новую блокировку цен ввиду осуществления политики «развития без инфля­ции». Были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

В 1965-1972 гг. правительство ввело в экономическую практи­ку заключение с предпринимателями так называемых контрактов ста­бильности, программных контрактов и контрактов против повыше­ния цен.

В соответствии с контрактами стабильности государство заклю­чало с предприятиями соглашения, по которым они имели право по­вышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары.

Программные контракты были призваны способствовать эволю­ции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Эти контракты заключались на все товары и услуги, по которым ранее действовали контракты стабильности. Согласно программным кон­трактам предприятия предоставляли государству сведения о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости персонала, перспективе выхода на внешние рынки, а также подроб­ные сведения о порядке формирования цен, в том числе результаты анализа рыночной ситуации и уровня и характера конкуренции, дан­ные о технико-экономических параметрах товаров, производитель­ности труда, методах финансового управления и пр.

Контракты против повышения цен должны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлит рост инфляции. При их подписании правительство принимало на себя обязательство не применять меры, ведущие к увеличению из­держек производства.

В середине 70-х годов правительство опять вернулось к практи­ке блокирования цен: были заморожены цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики. В 1976 г. цены в государственном секторе могли повышаться только на заданный процент. При этом государство заключало с предприятиями контрак­ты, по которым предприятия обязывались ограничивать подъем цен на свою продукцию. Если прибыль росла быстрее, чем цены, они обла­гались специальным антиинфляционным налогом.

Проанализировав ситуацию, французские экономисты пришли к выводу, что государственное блокирование цен неэффективно. Было объявлено о либерализации цен. Это означало не полное прекраще­ние вмешательства государства в ценообразование, а лишь измене­ние формы воздействия: вместо жестких методов вводились косвен­ные меры регулирования цен. Поэтому одновременно с решением о либерализации было принято и другое решение — о ценовой кон­куренции в промышленности: запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торгов­цев, а также заключение любых соглашений о минимальных и реко­мендуемых ценах на товары народного потребления и услуги.

Япония.Правительство Японии запрещает устанавливать не­справедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены с целью «выбить» конкурентов с рынка. Введены ограничения на единовременный подъем цен. Эти меры распространяются на от­расли, где объем производства составляет более 30 млрд. йен. Если всего три фирмы, принадлежащие к этим отраслям, в течение трех месяцев увеличивали цены примерно на одну и ту же величину (в аб­солютном выражении и в процентах), то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклад о причинах такого явле­ния и при необходимости начать расследование. Исключения пре­дусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнкту­ры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии по спра­ведливым сделкам в подобных случаях допускается согласование про­изводителями объемов производства, продаж, капиталовложений, загрузки оборудования и цен.

В Японии работает специальный орган - Бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят контроль за со­блюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения.

В 90-х годах XX в. в Японии регулировались государством цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию, газ, медицинское оборудование, услуги образования.

Финляндия.Эту страну в 80-е годы XX в. называли Скандинав­ской Японией, поскольку она сделала заметный шаг на пути эконо­мического развития и заняла одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. Хотя ее экономика опирается в основном на част­ную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль регулятора в процессе установления цен. Здесь ему при­надлежат важные функции. Через Министерство торговли Финлян­дии осуществляются планирование и контроль за ценами на продук­ты питания, зерно, энергоносители, винно-водочные изделия. Значительную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на большие сроки под щадящие проценты.

В целом система ценообразования в Финляндии (особенно это касается розничных цен на товары и услуги) отличается гибкостью и позволяет стимулировать потребление. В социально ориентирован­ной рыночной экономике Финляндии эта система дает возможность проводить мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня населения. Практически все национальные программы по важ­нейшим отраслям экономики базируются на планово-расчетном ценообразовании.

Испания.Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услу­ги, производство которых монополизировано. Списки таких товаров и услуг регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой инфор­мации. К этим товарам относится продукция предприятий государ­ственного сектора и ряда частных компаний, занятых выпуском то­варов первой необходимости. Контроль за формированием цен ведет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании - рабочий орган Правительственной комиссии по эконо­мическим вопросам.

В стране используются следующие виды цен, которые в той или иной степени регулируются государством:

• разрешительные цены - вопрос об их повышении рассматри­вается Высшим советом по ценам. Так устанавливаются цены на сое­вое масло, попутный сжиженный газ, керосин, дизельное топливо,

• уведомительные цены - для получения разрешения на их уве­личение требуется уведомить Высший совет по ценам за месяц до осу­ществления повышения;

• местные цены - решение о подъеме цен на такие услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские пере­возки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, боль­ниц санкционируются провинциальными комиссиями по ценам.

В последние годы список товаров, цены на которые регулиру­ются Высшим советом по ценам, значительно уменьшился.