Виды контрактных внешнеторговых цен и поправки к ним

 

Существует четыре основных вида контрактных внешнеторго­вых цен:

- Твердые фиксированные цены;

- Твердые фиксированные цены с возможностью последующей корректировки;

- Цены с последующей фиксацией;

- Скользящие цены.

Остановимся на каждом из этих видов цен.

Твердые фиксированные цены.Цены фиксируются в момент подписания контракта и не подлежат дальнейшим изменениям. В основном они используются тогда, когда контракт заключается на краткосрочный период. Потребителям такие цены выгодны, если цены на рынке имеют тенденцию к повышению, а продавцам - в том слу­чае, когда цены имеют тенденцию к понижению.

Твердые фиксированные цены с возможностью последу­ющей корректировки.Цены фиксируются в момент заключения контракта, но оговаривается возможность их изменения, например, в связи с изменением конъюнктуры рынка.

Цены с последующей фиксацией.В контракте закрепляют­ся принцип определения цен, используемые источники информации о ценах и дата, на которую фиксируются цены. Эти цены применяют­ся, если предполагается, что за время выполнения контракта цены на рынке резко повысятся и такое повышение нельзя оценить и учесть в контракте. В результате контрактные цены товаров в до­говоре не указываются, а устанавливается только порядок их форми­рования.

Скользящие цены.Эти цены исчисляются в момент исполне­ния контракта путем пересчета цен, установленных при подписании контракта. Основой для подобных изменений может служить, напри­мер, изменение издержек производства товара. Размер возможного увеличения цен, который называется лимитом скольжения, фиксиру­ется при подписании контракта.

Контрактные внешнеторговые цены необходимо привести к единым коммерческим условиям приобретения товара. Для этого к таким ценам вводятся поправки.

Существуют следующие виды поправок к контрактным внешнеторговым ценам:

- Поправка на уторговывание;

- Поправка на условия платежа;

- Поправка на место доставки;

- Поправка на инфляцию;

- Поправка на срок поставки;

- Поправка на количество.

Рассмотрим эти поправки.

Поправка на уторговывание.Это скидка от первоначальной цены предложения, которая обычно бывает завышенной. Размер скидки зависит от множества факторов и носит в основном субъективный характер, т.е. во многом зависит от взаимоотношений договаривающихся сторон. Однако существуют и объективные факторы, которые нужно учитывать при установлении поправки на уторговывание: конъюнктура рынка товара, портфель заказов предприятия, степень освоенности производства данного вида товара.

Поправка на условия платежа.Товар может быть куплен за наличные, по безналичному расчету, в кредит.

Использование такой поправки зависит от степени выгодности условий. Наиболее выгодными для продавца и наименее выгодными для покупателя являются платежи наличными деньгами. Любые дру­гие формы платежа означают его отсрочку и, следовательно, подра­зумевают кредит. Скидка за платеж наличными - уменьшение цены для покупателя, который оперативно совершает платеж.

Поправка на место доставки.Все варианты цен приводятся к ценам РОВ или ценам франко-граница, т.е. к единому месту поставки товара. После этого их можно сравнивать и выбирать наилучший вариант.

Поправка на инфляцию.Эта поправка используется при долгосрочных контрактах. Цена, которая была установлена на дан­ный товар три или пять лет назад, обязательно должна быть скоррек­тирована на инфляцию, происходившую за истекшее время.

Поправка на срок поставки.Эта поправка применяется для машин и оборудования: подразумевается введение поправочного ко­эффициента на срок поставки, и чем дольше срок исполнения постав­ки, тем больше коэффициент.

Поправка на количество.При установлении цены необходи­мо учитывать, для какого количества поставляемого товара принима­ется эталонная цена. Данная поправка применяется в случае увеличе­ния объема производства и реализации товара, в связи со снижением издержек производства и обращения на единицу товара.