Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах
Принятие решений в области ценообразования требует сбора большого количества информации и ее всестороннего анализа с тем, чтобы обеспечить обоснованность решений. Выделяется несколько направлений сбора информации:
- О товаре;
- Об издержках производства;
- О ценах на товар;
- О рынке в целом;
- О конкуренции и конкурентах;
- О государственной политике в области формирования цен на данный товар;
- О производстве и реализации товара.
Остановимся на каждой из этих позиций.
1. Информация о товаре.Подразумевается сбор данных:
• о величине и динамике изменения спроса на товар;
• о спросе на товары-конкуренты, заменители и аналоги;
• о восприятии потребителями качества и цены товара, а также его названия, упаковки, дизайна, рекламы и пр.;
• о степени удовлетворения потребностей потребителя, достигаемой при использовании товара;
• о перспективах обновления товара, создания его модификации.
2. Информация об издержках производства.В первую очередь аккумулируются сведения:
• о составе и структуре издержек производства;
• о влиянии издержек на процесс ценообразования;
• о методах исчисления издержек;
• о возможных путях снижения издержек.
3. Информация о ценах на товар.Требуется изучение:
•цен конкурентов; состава и структуры цен;
•особенностей и специфики ценообразования на данном рынке;
• стратегии и тактики ценообразования конкурентов;
• возможности влияния на ценообразование на рынке;
•последствий возможного изменения цен на рынке для самого предприятия и конкурентов.
4. Информация о рынке в целом.Предпочтителен анализ:
• данных об основных конкурентах;
• конъюнктуры рынка и перспектив ее изменения;
• наличия сегментов рынка, их взаимодействия;
• емкости рынка;
• доли рынка, приходящейся на данный товар и товары конкурентов;
• статистики цен.
5. Информация о конкуренции и конкурентах.Необходимы сведения:
• о наличии конкурирующих товаров, объемах их продаж;
• о доле рынка конкурентов;
• о степени влияния конкурентов на ценообразование на рынке;
• об особенностях финансового положения конкурентов;
• о сбытовой и рекламной политике конкурентов;
• о возможных действиях (прогноз) конкурентов в случае изменения ситуации на рынке.
6. Информация о государственной политике в области формирования цен на данную продукцию.Прежде всего следует определить:
• влияние государственной политики на конъюнктуру рынка;
• законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования на данном рынке;
• наличие государственных предприятий, производящих аналогичную продукцию;
• степень государственной поддержки данной отрасли;
• политику государства в области инвестиций и кредитования.
7. Информация о производстве и реализации товара:
• об объемах производства и имеющихся складских запасах;
• о товарообороте;
• о влиянии изменения объемов складских запасов на издержки производства и реализацию товара.
Решения о ценах принимаются сразу по нескольким направлениям: решение относительно уровня цен, решение, касающееся времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны и принимаются обязательно с учетом реакции конкурентов на действия предприятия.