Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования

 

Процесс ценообразования складывается из ряда последователь­ных этапов.

Этапами процесса ценообразования являются:

1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен

2. Постановка целей ценообразования

3. Выбор метода ценообразования

4. Формирование ценовой стратегии предприятия

5. Разработка тактики ценообразования

6. Установление первоначальной цены на товар и услугу

7. Рыночная корректировка цены

8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий

 

Эта схема этапов позволяет представить процесс ценообразования на предприятии в самом общем виде. Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздей­ствием определенных факторов цена может быть скорректирована. Так, трудно переоценить значение и влияние на установление цен факторов внешней среды, например конъюнктуры рынка, конкурен­ции, спроса. Под действием этих факторов изменяется стратегия це­нообразования, от которой зависит работа предприятия в долгосроч­ной перспективе.

Выбранный метод ценообразования может также модифици­роваться, поскольку на него будут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, по­ведение конкурентов, изменение методологии учета затрат и налого­обложения и пр.

Существенным моментом является рыночная корректировка цены, проводимая тогда, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу. На этом этапе особенно важно установление различного рода ски­док к цене в целях привлечения дополнительных потребителей.

Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определен­ные границы, в которых может действовать предприятие. Прежде все­го эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию.

К основным факторам внешней среды, влияющим на процесс ценообразования относятся: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство: фиксация цен, установление предельного уровня цен, регулирование системы свободного ценообразова­ния.

 

Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных факторов.

1. Потребители.Во многом деятельность предприятия в облас­ти ценообразования зависит от покупателей. Для того чтобы правиль­но оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенно­стях поведения покупателей на рынке. Прежде всего, речь идет о пси­хологических аспектах поведения покупателей: потребностях, моти­вации при выборе товара и услуги, способах потребления, отношении к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительности потреби­теля к ценам и качеству товаров и услуг.

Помимо психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены по­стоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар приобретать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки и отвечает его финансовым возможностям.

2. Рыночная среда.«Рыночная среда» - сложное и многогран­ное понятие. Эта среда формируется под влиянием большого коли­чества экономических, политических и других факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точ­ки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление ры­ночной цены. Максимальное влияние может быть оказано в условиях монополии, минимальное - на рынке совершенной конкуренции. Цену на рынке могут контролировать отдельное предприятие, груп­па предприятий, государство и сам рынок.

3. Участники каналов товародвижения.Товародвижение - это процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конеч­ному потребителю. Существуют три основных вида каналов товаро­движения:

• прямые каналы - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;

• косвенные каналы - товары и услуги доставляются конечно­му потребителю с помощью одного или нескольких посредников;

• смешанные каналы - имеют особенности первых двух видов каналов.

С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников процесса товародвижения на рост цен. Чем большее чис­ло посредников находится между производителем товара и его ко­нечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовите­ля данной продукции. В итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое в свою очередь стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации товародвижения. Вмес­те с тем в результате мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной - в процессе роста цен будет наблю­даться неограниченное возрастание спроса, так как в движение при­дет инфляционная спираль «цена - заработная плата».

4. Государство. Со стороны государстваможно выделить три степени влияния государ­ства на ценообразование.

1). Фиксация цен.Государство применяет следующие основ­ные способы фиксации цен:

использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на то­вары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть различ­ным - близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразова­ния. С помощью прейскурантов обычно регулируются цены предприятий-монополистов на электроэнергию, газ, нефть, ком­мунальные услуги, транспорт. Установление этих цен вызывает мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фикса­ция на определенном уровне способствует стабилизации эко­номической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самое трудное - определить уровень, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Установление цен на уровне выше рыночной цены приводит к избытку предложения на рынке, на уровне ниже рыночной цены - к дефициту;

установление монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет государству решающим образом влиять на конкуренцию, обеспечение доступа на рынок и уровень цен. В конечном счете государственное регулирование ограничива­ет свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (моно­польное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;

замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение заморажи­вания цен только в краткосрочном периоде.

2). Установление предельного уровня цен(верхнего или нижнего лимита цен). Это означает введение фиксированных ко­эффициентов по отношению к прейскурантным ценам, исполь­зование предельных надбавок, регламентацию основных пара­метров формирования цен (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги госу­дарственных предприятий.

3). Регулирование системы свободного ценообразова­ния.Такое регулирование происходит за счет законодательно­го регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка и ограничения недобросовестной конкурен­ции. Данный способ воздействия государства на процесс цено­образования заключается во введении ряда запретов:

• запрета на демпинг - запрета на продажу товара ниже себе­стоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данный способ особенно актуален, если на рынке действует ли­дер, стремящийся вытеснить конкурентов или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет ши­роко применяется в практике международной торговли с целью

предотвратить проникновение на рынок агрессивных импорте­ров продукции, у которых низкие издержки производства;

• запрета на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен и име­ет целью привлечение их внимания к товару;

• запрета на вертикальное фиксирование цен - запрет про­изводителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и роз­ничной торговле;

• запрета на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне в случае, если совокуп­ная доля рынка этих производителей будет обеспечивать им до­минирующее положение на рынке. Подобное ограничение осо­бенно актуально при олигополистическом рынке. Однако это ограничение легко игнорировать, например, если предприятия-олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.