Управление конфликтами
3.
3.
Должностная инструкция менеджера-кадровика
Общие положения. Выполняет ответственные административные функции и руководит кадровой работой в организации. Отвечает за планирование и проведение программы в области кадровой политики, в том числе за набор, проведение испытаний, оценку, назначение, продвижение по службе, перевод и рекомендации по изменению статуса служащих организации, а так же за систему доведения необходимой информации до работников. Работает под общим руководством, проявляя инициативу и независимость суждений при выполнении возложенных на него задач.
Приемы выполняемой работы. Участвует в общем планировании и определяет курс на обеспечение эффективной работы и равномерной загрузки персонала. Доводит информацию о важнейших решениях по кадровым вопросам до всех уровней организации через письма, собрания и при личных контактах. Проводит собеседования с нанимающимися на работу, оценивает выпускников учебных заведений, классифицирует заявления о приеме на работу. Нанимает и отбирает новых служащих для заполнения вакансий, анализирует заявления квалифицированных специалистов. Проводит совещания с руководителями низшего звена по кадровым вопросам, в том числе по вопросам назначения, наема или увольнения служащих по окончании их испытательного срока, по вопросам перевода, понижения в должности увольнения постоянных работников. Организует обучение персонала, координирует мероприятия по обучению кадров. устанавливает систему рейтинга служащих и организует обучение руководителей низшего звена по вопросам оценки деятельности работников. Ведет личные дела работников. Руководит непосредственно или через своих подчиненных работой группы служащих. По поручению руководства выполняет отдельные задания и поручения, относящиеся к сфере его деятельности.
Общие квалификационные требования. Опыт и подготовка: должен обладать значительным опытом руководства и управления кадровой работой. Образование: университет со специализацией в области образования и управления кадрами или социальной психологии. Знания, навыки и способности: достаточные знания принципов и практики управления кадрами, отборы и назначения служащих, вопросов оценки трудовой деятельности работников.
1. почему вы заинтересованы поступить на работу в нашу компанию?
2. почему вы считаете себя подходящим кандидатом на это должность?
3. Что вы знаете о нашей компании?
4. Вам нравится работать с людьми?
5. Вы согласны работать сверхурочно?
6. Расскажите о своем опыте.
7. Расскажите о своих планах.
Тренировочное задание к разделу 1.4
1. Проведите самоконтроль рабочего времени (по статьям затрат времени) и проанализируйте его результаты.
2. Постройте баланс рабочего времени в человеко-часах, если известны следующие данные:
число отработанных дней 201175
число человеко-дней целодневных простоев 2215
число человеко-дней неявок на работу:
ежегодные отпуска 14998
отпуска по учебе 289
отпуска по беременности и родам 277
болезни 18268
другие отпуска, разрешенные законом 3771
с разрешения администрации 4105
прогулы 85
число праздничных и выходных дней 89239
число отработанных человеко-часов 1640836
в том числе сверхурочно 4599
число человеко-часов внутрисменного простоя
рабочих 13398
установленная продолжительность рабочего дня 8,2 часа
3. Составьте лист наблюдений для индивидуальной фотографии рабочего времени рабочего – станочника.
Ответ \ Решение
1. Результаты самоконтроля времени целесообразно представить в вду таблицы по следующей схеме:
Номер по порядку | Вид деятельности | Затраченное время в час; мин | В средем за день |
Анализируя структуру рабочего времени, дайте рекомендации по ее улучшению. Наиболее распространены в задачах распределения времени принцип Парето (правило 20/80) и принцип Эйзенхауера.
2.
1) определим календарный фонд, как сумму всех явок (складываются из фактически отработанного времени и целодневных простоев) и неявок по всем причинам: 201175+2215+14998+289+277+18268+3771+4105+85+89239=334422 человеко-дня.
2) определим табельный фонд, как календарный минус число человеко-дней выходных и праздничных дней: 334422-89239=245183 человеко-дня
3) определим максимально возможный фонд как табельный минус число человеко-дней ежегодных отпусков: 245183-14998=230185 человеко-дней. Этот фонд является необходимой величиной для расчета располагаемого фонда рабочего времени в человеко-часах. Для его определения максимально возможный фонд следует умножить на установленную продолжительность рабочего дня: 230185*8,2=1887517 человеко-часов
Баланс рабочего времени в человеко-часах
Ресурсы | Виды расходы рабочего времени | Фактический расход рабочего времени в отчетном году | ||
В Человеко-часах | В процентах к итогу | В среднем на одного среднесписочного рабочего | ||
Располагаемый фонд 230185*8,2=1887517 | Раздел I Производственно использованное время 1. по прямому назначению 2. не по прямому назначению | 1640836-4599=1636237 - | 86,69 - | 1786,28 - |
Итого по первому разделу Раздел II Время, не использованное на производстве по уважительным причинам РАЗДЕЛ III 1. простои рабочих а)целодневные б) внутрисменные | (289+277+18268+3771)*8,2=185361 2215*8,2=18163 | 86,69 9,82 0,96 | 1786,28 202,36 19,83 | |
итого по статье 1 2 нарушение трудодисциплины а) прогулы б) опоздания и преждевременные уходы | 85*8,2=697 - | 1,67 0,04 - | 34,46 0,76 - | |
Итого по статье 2 3. отпуска с разрешения администрации | 4105*8,2=33661 | 0,04 1,78 | 0,76 36,75 | |
Итого по разделу III | 3,49 | 71,96 | ||
Всего (располагаемый фонд) | 2060,60 | |||
Кроме того, отработано сверхурочное время | 0,24 | 5,02 |
НПП | Элементы, операции и виды работ | Текущее время | продолжительность | |
часы | минуты | |||
Начало наблюдения | ||||
Подбор инструмента | ||||
Получение указаний от мастера | ||||
Установка инструмента, настройка станка | ||||
Обработка детали | ||||
Съем детали | ||||
Контроль размеров |
Тренировочное задание к разделу 1.5
1. разработайте организационную структуру коммерческого банка
Ответ \ Решение
1. в любом коммерческом банке России присутствуют (или должны быть) следующие организационные структурные элементы.
ПРАВЛЕНИЕ БАНКА
Подразделение автоматизации банковских работ | Подразделение бухгалтерского учета и отчетности | Подразделение маркетинга и аналитических исследований | Подразделение стратегического развития |
Подразделение трастовых операций | Подразделение краткосрочного кредитования и расчетов | Подразделение долгосрочного кредитования и инвестиций | Подразделение депозитов и ценных бумаг |
Подразделение по работе с вкладами населения |
под подразделением здесь понимаются различные структурные единицы – отделы, службы, группы, секторы и т.п.
5. Вопросы к экзамену
1. Задачи управления персоналом. Какие проблемы возникли в переходный период.
2. Преимущества и недостатки привлечения работников вне рамок пред
приятия.
3. История развития. Классическая школа управления. Принципы Тейлора.
4. Отбор персонала. Характеристики отбора.
5. Поведенческая школа. Хоторнские эксперименты.
6. Методы отбора персонала.
7. Понятие мотивации. Теории мотивации.
8. Собеседования и проблемы, возникающие при их проведении.
9. Содержательные теории мотивации (двухфакторная теория Герцберга,
иерархия потребностей по Маслоу).
10. Основные рекомендации к составлению перечня вопросов для собеседования.
11. Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий, теория справедливости).
12. Испытания как метод отбора персонала и их виды.
13. Лидерство, влияние, власть. Баланс власти и ее формы.
14. Понятие рабочего времени. Виды расписаний работы (гибкий график,
суммированный рабочий день, частичный наем).
15. Руководство. Стили руководства. Теория "X" и "У".
16. Методы оптимизации использования рабочего времени. Принципы Парето и Эйзенхауэра.
17. Теория управленческой решетки и ее практическое значение.
18. Основные подходы к планированию рабочего дня.
19. Выбор стиля руководства (приказание, внушение, участие, делегирование) в зависимости от уровня зрелости подчиненных.
20. Методы изучения использования рабочего времени,
21. Роль и задачи кадрового планирования.
22. Формы и системы заработной платы.
23. Факторы, определяющие значимость кадрового планирования. Обоснование необходимости вмешательства государства в кадровое планирование фирм.
24. Социальное партнерство, трипартизм. Роль государства в регулировании взаимоотношений работодателей и наемных работников.
25. Последствия ошибочного кадрового планирования.
26. Организационные структуры.
27. Планирование привлечения и высвобождения работников.
28. Функциональные и дивизиональные структуры.
29. Преимущества и недостатки внутризаводского привлечения работников.
30. Формальные и неформальные группы.
6. Толковый словарь
Власть- возможность влиять на поведение других лиц
Влияние- поведение одного лица, которое вносит изменения
в поведение другого.
Вознаграждение- все,что может казаться человеку ценным.
Гибкое рабочее- рабочий график, при котором служащий может
времяопределить время начала иокончания работы в
пределах, устанавливаемых менеджером.
Гигиенические- факторы, лежащие в среде, окружающей сферу
факторыдеятельности человека. Их отсутствие может вы-
звать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.
Группы- совокупность людей, объединенных общностью
интересов, профессии, деятельности и т.п.
Делегирование- передача задач и прав лицу, которое принимает на
себя ответственность за них.
Децентрализованная- организационная структура, в рамках которой пра-
организацияво принимать решение распространяется вплоть до
нижеследующих управленческих структур.
Должностные - краткое изложение основных задач, требующихся
инструкциинавыков и полномочий для различных должно-
стей.
Коммуникация- обмен информацией между двумя и более людьми.
Контроль- процесс, обеспечивающий достижение организа-
цией поставленных целей.
Культура- атмосфера, или социальный климат, в организа-
корпорацииции.
Лидерство- способность оказывать влияние на отдельные
личности, группы, направляя их усилия на достижение целей.
Мотивация- позиция, предрасполагающая человека действо-
вать специфическим, целенаправленным образом
они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль
8.1. Природа конфликта
8.2. Типы конфликтов
8.3. Причины конфликтов
8.4. Методы разрешения конфликтов
8.5. Природа и причины стресса