Вопрос 1. Сущность планирования.
Планирование на предприятии – сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.
Философия предприятия – отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.
Стратегия предприятия – это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При формировании стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:
Ø приоритеты и направления развития предприятия;
Ø потребности в капитале и ресурсах;
Ø рынок и его сегменты;
Ø эффективность отдачи.
Планирование позволяет
Ø предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
Ø более рационально планировать все ресурсы предприятия;
Ø избежать риска банкротства;
Ø своевременно обновлять и совершенствовать свою продукцию, расширять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
Ø расширять рынки и его сегменты;
Ø взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя слабые стороны.
Основные задачи планирования:увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высоко конкурентного туристского продукта, услуг; обеспечение финансовой устойчивости туристского предприятия и рентабельности капитала более высокого, чем у конкурентов.
Классификация планирования по признакам:
1) по времени:
a) долгосрочное (на срок от 5 и более лет),
b) среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет),
c) краткосрочное (до 1 года);
2) по объекту:
a) план предприятия,
b) план структурного подразделения,
c) план конкретного исполнителя;
3) по степени охвата:
a) частное – охватывающее определенные сферы деятельности,
b) общее– охватывающее деятельность всего предприятия;
4) по видам:
a) стратегическое (поиск новых возможностей),
b) тактическое (создание определенных предпосылок),
c) оперативное (реализация возможностей);
5) по предмету планирования:
a) целевое (определение целей),
b) планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы),
c) программное планирование (программы производства и реализации),
d) планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
Способы координации и организации работы по планированию:
Ø сверху вниз (break-down), т.е. руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);
Ø снизу вверх (build-up), обратный процесс;
Ø встречное планирование, симбиоз первого и второго – наиболее эффективное.
Методы планирования:
Ø балансовый;
Ø нормативный;
Ø программно-целевой.
В настоящее время появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.
Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:
количественные показатели – абсолютные величины: объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;
качественные показатели – относительные, выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. К ним относятся: производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуги и др.
Процесс планирования включает следующие этапы:
1) определение локальных и глобальных целей предприятия;
2) анализ внутренней и внешней среды предприятия;
3) поиск альтернатив:
4) составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;
5) принятие решения, постановка плановых заданий;
6) разработка плана.
Различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. В определенной мере такая классификация носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:
Ø точности устанавливаемого интервала планирования;
Ø степени дифференциации и количества показателей планирования;
Ø степени точности расчетов затрат и результатов производства;
Ø порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.
В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.
Структура плана:
Ø производственная программа, под которой понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются; результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов;
Ø план по издержкам;
Ø план по труду и кадрам;
Ø план инвестиций;
Ø план социального развития трудового коллектива;
Ø финансовый план.
Остановимся более детально на финансовом плане, являющимся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.