Вопрос 4: Экономическая эффективность туризма.

Экономическая эффективность туризма характеризует степень эффективности использования производственных и туристических ресурсов, в течение определенного промежутка времени, т.е. создание и реализация максимального объема туристических товаров и услуг, требуемого качества при минимальном расходовании живого и овеществленного труда и оптимальное сохранение окружающей среды (речь идет о минимизации издержек).

1) Показатели внутренней эффективности туризма делятся на основные и дополнительные.

Основные:

· рентабельность туристических предприятий = прибыль / расходы по обслуживанию туристов

· производительность труда – это выражение объема туристических услуг на 1 штатную единицу или временем, затраченным на обслуживание данной фирмой 1го туриста.

Дополнительные показатели,характеризуют доход от въездного туризма:

· валютный доход в расчете на 1о гостиничное место или на 1 гостиничный номер

· валютный доход на одного работника, обслуживающего туристов

· валютная эффективность производственных фондов = (валютный доход / Стоимостьпф)*100%

Основные показатели эффективности деятельности туристического предприятия и внутреннего туризма.

1)общее число туристов

2)количество туродней – измеряется в человекоднях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность пребывания(дни) одного туриста в данной стране или регионе

3)величина суммарных туристических расходов – количество туристов на средние расходы туриста за сутки

4)для характеристики неравномерности туристического потока применяют коэффициент неравномерности, они рассчитываются следующим образом:

К1=(Dmax/Dmin)*100%

K2=(Dmax/Dгод)*100%

К3=(Dmax/Dср.мес.)*100%, Dср.мес.=Dгод/12

Dmax и Dmin- это число туродней в месяцы max и min туристического потока

Dгод и Dср.мес.- это годовое и среднемесячное число туродней.

5)показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы.

Мощность коечного фонда(общее кол-во койкомест)=(кол-во койкомест круглогодичного использования*365дней)+(кол-во койкомест сезонного использования * кол-во дней сезонного использования).

6)показатели финансово-экономической деятельности туристического предприятия - .влияние туризма на ВНП и ВВП.

2) Показатели отражающие вклад международного и внутреннего туризма.

· Сумма валютных поступлений в страну=доход от продажи туристических услуг и товаров - затраты на рекламу, пропаганду туристических маршрутов, командировочные расходы, представительские расходы.

· Удельный вес валютных доходов от туристов в платежном балансе страны=сумма валютных поступлений / объем платежного баланса

· Валютная эффективность международного туристообмена = (валютные доходы от приема – валютные расходы на поездку местных туристов заграницу) / (расходы по обсл-ию тур-ов в нац. валюте – доходы от местных тур-ов и реализация им туров заграницу в национ. валюте)

3) Характеризует сравнительную эффективность международного туризма.

· Фактический коэффициент $ или другой конвертируемой валюты = расходы по обслуживанию иностранных туристов в национальной валюте / валютные доходы в $. Наиболее эффективной является такая внешнеэкономическая деятельность, когда коэффициент является 0<К<1.

· Валютопоглащаемость (емкость валютных поступлений в международном туризме) показывает степень возвращаемости расходов в валюте на закупку средств труда, предметов труда и оплату живого труда=расходы в валюте на закупку средств труда, предметов труда и оплату живого труда / валютные поступления за этот же период времени. Там, где низкий коэффициент валютопоглащаемости характеризует отрасль, как наиболее эффективную для данной экономики.

4) Для измерения экономического воздействия туризма на валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры применяются в основном мультипликаторы. Под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий степень прироста одних величин по сравнению с приростом других величин, которые обусловили изменение первых. Коэффициент мультипликации колеблется в интервале от 2-3,5. Различают следующие виды мультипликаторов в туризме:

1) мультипликатор продаж – измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туризма.

2) мультипликатор производства – характеризует объем дополнительного производства за счет роста расходов туризма(расходы предприятий).

3) мультипликатор доходов – характеризует прирост доходов (з/п, проценты, рента), обусловлен ростом расходов туристов.

4) мультипликатор занятости – характеризует прирост рабочих мест, обусловлен ростом расходов туризма.

Д/з: найти формулу мультипликатора (через МРС и МРS). Вспомнить формулы расчета ВНП и ЧНП.


Лекция №3

Основные сегменты индустрии туризма.

1. Индустрия транспорта.

2. Индустрия гостиничного дела.

3. Индустрия питания.

4. Индустрия развлечения.

 

На дом в виде рефератов. Обязательно составить конспект реферата для начитки в виде лекций на семинарском занятии.
Лекция №4

Организации и предприятия в индустрии туризма.

1. Туристские организации: понятие и виды.

2. Туристское предприятие: туроператоры и турагенты.

3. Собственность и организационно-правовые формы туристского предприятия.

4. Определение миссии и целей туристкой организации.

 

Вопрос 1. Туристские организации: понятие и виды

Рассматривая такую структуру, как туристская организация, попытаемся ответить на следующие вопросы: что представляет собой туристская организация и каково ее место в системе туризма? какие задачи она решает? какие существуют типы туристских организаций?

Туристские организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые создают туристский продукт для рыночной продажи, выступают посредниками и координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов. Туристская организация должна взять на себя выполнение кооперативных задач в своем регионе. Туристские организации формируют туристскую политику, т.е. должны создать выгодные для туризма условия и стимулировать его развитие в регионе или стране. Такими организационными структурами являются туристские организации в виде частнохозяйственных (объединения) или государственных (управление) структур. Они осуществляют свою деятельность на трех уровнях: национальном (федеральном), областном и городском (коммунальном).

Организационные структуры, предназначенные для туристского менеджмента, охватывают государственные и частные организации на региональном, национальном и международном, а также частично на местном уровне (рис.2.6). Такие организации необходимы для планирования развития туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта.

На федеральном уровне находятся туристские организации федерального или правительственного ранга, оказывающие прямое или косвенное воздействие на туризм.

Кроме министерств, существуют специальные комитеты, которые делают независимые экспертные заключения, касающиеся определенных туристских проблем. Эти комитеты также относятся к туристским организациям федерального уровня. Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе.