Рынок туристского продукта. Функции туристского рынка

Понятие свободного рынка

РЫНОК ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА.

От экономики, управляемой государством, Россия перешла к системе рыночного хозяйствования. Централизованная экономика базируется на государственной или общественной собственности, то фундаментом рыночной экономики является частная или приватная собственность. Отсюда термин «приватизация».

Экономиче­ская активность и предприимчивость формирует человека как лич­ность самостоятельную, свободную и независимую от других. Возни­кают товарно-денежные взаимоотношения, создается система мирохозяй­ственных связей, т.е. формируется свободный рынок.

Рынок(market): 1) территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет ценность; 2) спрос на определенный товар или услугу, измеряемый объемом продаж за оп­ределенный период.

Частная собственность - это не просто имущество, это экономиче­ские отношения между людьми, это условие свободного рынка.

Но част­ная собственность имеет не только плюсы, но и минусы. То, что попадает в руки одних, становится недоступным для других. Происходит расслоение общества, деление его на богатых и бедных, воз­никают социальные конфликты. Поэтому проявление отрицательных ка­честв частной собственности должно сдерживаться государством через регулирование рынка (но не управление). При правильной экономической политике происходит активное развитие рынка, быстрое насыщение его различными товарами.

Свободный рынок характеризуется:

- экономическим ростом, т.е. увеличивающимся производством товаров и услуг с одновременным повышением их качества;

- экономической эффективностью, т.е. получением максимальной прибыли при минимальных затратах;

- экономической свободой в выборе партнеров;

- возможностью создания рабочих мест и полной занятостью всех желающих и способных работать;

- оптимальным уровнем цен, т.е. незначительными инфляцией* и дефляцией*;

- справедливым распределением доходов между работающими и неработающими (детьми, больными, престарелыми и др.);

- наличием мирохозяйственных связей, т.е. участием в междуна­родных экономических отношениях;

- обеспечением экологической безопасности граждан и окру­жающей среды.

Функция(от лат. functio - исполнение) рынка туристского продукта это обязанность, круг деятельности, назначение, роль рынка в достижении экономических целей общества.

Как любой другой рынок, туристский рынок, т.е. рынок туристского продукта предполагает высокую стадию развития товарно-денежных отношений и выполняет многочисленные функции:

- является универсальным средством перемещения туристского продукта между людьми (через товарно-денежные отношения) для удовлетворения их потребностей;

- служит уникальным регулятором экономики, удовлетворяя по­требности людей и обеспечивая равновесие спроса и предложе­ния;

- обеспечивает независимое распределение туристского продукта между потребителями на возмездной основе (рынок не имеет географических границ, безразличен к расовой и классовой принадлежности, к религии, полу и национальности);

- объективно оценивает способности каждого человека в роли по­требителя (покупателя), производителя (продавца);

- является всеобщим средством общения людей, создает условия для самовыражения человека (продавца и покупателя) через товар.