В машиностроении
Тема 4. Стандартизация
Вопрос 3.21. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)
Межгосударственная стандартизация (по ГОСТ 1.0-92) – это стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.
Представителями СНГ в 1992г. подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации» и образован Межгосударственный совет по стандартизации, участниками которого являются 12 государств бывшего СССР.МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ). В 1995 г. Совет ИСО признал МГС стран СНГ региональной организацией по стандартизации.
Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в МГС. Основной рабочий орган МГС – постоянно действующий Технический секретариат с местом пребывания в Минске.
В результате деятельности МГС сохранены и используются существовавшие в СССР фонды нормативной документации и эталонная база: порядка 21 тыс. ГОСТ, 40 тыс. ОСТ, 35 ОКТЭИ, 140 эталонов единиц физических величин и т.д. За последние годы, было принято свыше 2500 нормативных документов, которые предназначены в основном для установления технических требований к продукции, подлежащей обязательной сертификации. Принятые стандарты гармонизированы с международными стандартами, что способствует продвижению продукции СНГ на мировой рынок.
Одним из факторов, обеспечивающим качество машин и других изделий промышленности является уровень взаимозаменяемости. Под взаимозаменяемостью понимается принцип конструирования, изготовления изделий обеспечивающий равноценную замену одного экземпляра продукции однотипным с обеспечением качества и работоспособности. Для сборочных единиц взаимозаменяемость обеспечивает бесподгоночную сборку.
Основная цель стандартизации в машиностроении – обеспечение взаимозаменяемости продукции, технической и информационной совместимости и качества изделий на таких этапах жизненного цикла как проектирование, производство и эксплуатация.
Свойство собираемости и возможности равноценной замены любого экземпляра взаимозаменяемой детали или узла любым другим однотипным экземпляром позволяет изготавливать детали в одних цехах машиностроительных заводов, а собирать в других. При сборке используются стандартные крепежные детали, подшипники качения, электротехнические, резиновые и пластмассовые изделия, получаемые по кооперации от других предприятий. При полной взаимозаменяемости сборку выполняют без доработки деталей и сборочных единиц. Такое производство называется взаимозаменяемым. Взаимозаменяемое производство в металлообрабатывающей промышленности впервые в мире было осуществлено в 1761 году на Тульском и Ижевском заводах при массовом изготовлении ружей
Взаимозаменяемость изделий обеспечивается их изготовлением по определенным нормам точности, которые должны устанавливаться нормативными документами, т.е. стандартами в машиностроении.
Взаимозаменяемость в машиностроении возможно лишь на основе изготовления деталей и изделий с определенной нормируемой точностью геометрических параметров, физико-механических свойств и других показателей. Ниже рассматриваются лишь нормы точности геометрических параметров поверхностей деталей, которые являются основой их взаимозаменяемости.