Тема 3. Психологическая диагностика нарушенного развития.

Психологическая диагностика отклонений развития является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.

Цельпсиходиагностического обследования детей с проблемами развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для поиска оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи и компенсации дефекта.

Психологическая диагностика основана на принципах сформулированных Л.С.Выготским, В.И.Лубовским, С.Я.Рубинштейн, С.Д.Забрамной и др.

Правила проведения психодиагностического обследования детей с проблемами развития:

- обследование должно носить системный характер;

- организовываться с учетом возраста и предполагаемого уровня развития ребёнка;

- диагностические задания должны быть доступны и интересны ребёнку; при анализе результатов учитывается то, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок;

- в ходе обследования выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности;

- при обработке и интерпретации полученных результатов необходимо использовать систему качественных и количественных показателей, одинаковых для всех детей;

Система качественных показателей позволяет выявить своеобразие психического развития ребёнка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя; выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

С.Д.Забрамнаяубеждена, что для организации процедуры обследования необходимо соблюдать следующие требования:

1. содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций и способствовать установлению контакта с ним;

2. при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребёнка на результаты его деятельности;

3. отбор заданий должен носить строго научный, а не интуитивно-эмпирический характер;

4. следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

5. необходимо дозировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей;

6. чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребёнка, его необходимо включить в активную деятельность, ведущую для его возраста;

 

Порядок предъявления диагностических заданий:

А). По степени возрастания сложности, от простого – к сложному (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.)

Б). Чередование простых и сложных заданий для профилактики утомления (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова).

Принципы диагностики нарушенного развития (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная):

1. Комплексное изучение развития психики ребёнка. Предполагает вскрытие глубоких причин внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Осуществляется группой специалистов: врачи, психолог, дефектолог, социальный педагог).

2. Системный подход к диагностике психического развития ребёнка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из её этапов. Предполагает не только выявление отдельных нарушений, Нои установление взаимосвязи между ними, иерархии выявленных нарушений. Необходимо также выявление сохранных функций, положительных сторон личности, которые составят основу коррекционных мероприятий.

3. Динамический подход к изучению ребёнка с нарушением развития предполагает возможность проследить изменения, которые происходят в процессе развития и учесть его возрастные особенности. Это важно и на этапе выбора диагностических процедур, и при анализе результатов диагностики, и осуществлении диагностического обучения.

4. Выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка.Принцип опирается на положение Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребёнка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребёнка со взрослым при усвоении новых способов действий.

5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка включает ряд параметров: отношение ребёнка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в заданиях и способы их выполнения; соответствие действий ребёнка условиям задания и инструкции; продуктивное использование помощи взрослого; умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности; критичность при оценке своих достижений.

6. Необходимость раннего диагностического изучения ребёнка. Позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера.

7. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Успех обеспечивает качественная диагностика, точное определение прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребёнка.

Этапы психодиагностики нарушенного развития:

Первый этап - «скрининг» (от англ. screen – просеивать, сортировать). Выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии, без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.

Второй этап– дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа – выявление типов нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут- направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения. Ведущая роль принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Задачи этапа: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; оценка особенностей нарушения психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двизательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза.

Третий этап –феноменологический. Цель этапа – выявление индивидуальных особенностей человека: работоспособности, характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы.

В процессе обследования используется сочетание методов психологической диагностики (наблюдения, эксперимента, тестовых испытаний, метода изучения продуктов деятельности) и разнообразных методик и многочисленных диагностических процедур.

Рекомендуемая литература по теме:

 

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., Педагогика, 1989.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

http:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm