Делитант – человек, не владеющий основами мастерства и с пренебрежением относящийся к художественной технике, рассчитывающий на спасительное вдохновение.
Ремесло – направление, которое имеет дело не с внутренним чувством, а с его внешним результатом.
Искусство представления – это способность актера переживать роль не на сцене, а на репетициях один или несколько раз для того, чтобы подметить внешнюю телесную форму естественного воплощения чувства.
Артист заполняет не сами душевные переживания, а их физическое воплощение (интонацию, мимику, жесты, пластику).
В искусстве представления процесс переживания является лишь одним из этапов. Такие жанры как водевиль, фарс, комедия положений, являются жанрами яркой сценической формы. В этих жанрах актеры создают образы, работая в искусстве представления. На эстраде актеры работают также.
Актеры этого направления работают на штампах.
Штамп – это однажды и навсегда установленные формы выражения чувств и сценического переживания. Это раз и навсегда зафиксированная маска чувств (признание в любви – стоя на коленях, прижимая руки к груди; удивление – широко открытые глаза, челюсть опущена вниз; горе – черное платье, грустное качание головы, сморкание и утирание слез; смерть – разрывание ворота рубахи, истеричные вопли).
Ремесло, как направление, не является искусством и связано с понятием делитантизм.
Понятие «ремесло» употребляется и в другом, противоположном значении – «человек, владеющий ремеслом», т.е. он владеет своей профессией.
Элементы С.С.:
I. Освобождение мышц – чтобы творить, нужно чувствовать власть над своим телом, в противном случае возникает либо сильный зажим, либо мышечная анархия.
Зажимы могут появляться в руках, ногах, спине, плечах и на лице.
Лицевой зажим создает неестественную мимику или лицо становится каменным. Зажимы в ногах создают неестественную походку - все это не может не влиять на внутреннюю жизнь, воплощаемого актером образа, на самочувствие актера на сцене. Если у музыканта, предмет творчества – руки и инструмент, у художника – кисть, краски и холст, то у актера – это собственное тело, и нужно, чтобы этот инструмент всегда был в идеальном порядке.
Мышечная свобода – это такое состояние тела, при котором на любое движение затрачивается сила, равная этому движению и не больше. Это состояние мышц, при котором мускульная энергия затрачивается целесообразно.
Очень важно научится контролировать себя и уметь снимать зажимы.
05.10.2012.
II. Внимание – основа внутренней техники актера, проводник чувств.
Задача актера активно сосредотачиваться на произвольном объекте в пределах сценической среды.
Внимание бывает:
· произвольное;
· непроизвольное;
В жизни внимание чаще непроизвольное, на сцене же актеру приходится бороться с непроизвольным вниманием.
Он должен исключить из круга своего внимания зрителей, зал, рампу и направить свое внимание на партнера и на объекты, на которых по логике действия должен быть сосредоточен персонаж.
Произвольное внимание – внимание, которое актер по своему желанию может направить на нужный объект.
Трудность состоит в том, что этот объект актер видит не впервые (на репетициях, прогонах спектакля и т.д.). И задача актера состоит в том, чтобы каждый раз находить в этих объектах что-то новое и суметь заинтересоваться всерьез и по-настоящему.
Внимание необходимо актеру не только на сцене, но и в жизни, так как является исходным материалом для воображения и фантазии.
Различают:
· малый;(витрина)
· средний;(торговый зал)
· больной круг внимания;(ярмарка)
· внутреннее внимание(актер сосредотачивается на самом себе).
III. Воображение и фантазия
Воображение – создание новых видений на основе жизненного материала, опыта.
Воображение опирается на глубину восприятия реального мира, на практику:
ü это новое понятие о старом предмете;
ü создание нового по форме образца.
Фантазия, в отличие от воображения, на реальные жизненные события не опирается.
Фантазия – это игра ума.
Она переносит нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали и не переживали.
Воображение и фантазия помогают актеру поверить в предполагаемые обстоятельства, создать магическое «если бы». Они оживляют пьесу, вносят в нее новые обстоятельства. Насколько у актера развито воображение и фантазия, настолько он будет интересен на сцене зрителям.
В процессе воображения, у актера создается кинолента видения, помогающая ему быть органичным, правдивым, наполненным.
В жизни воображение и фантазия часто встречаются в ролевых играх у детей (во врачей, космонавтов, разбойников и т.д.). Как и актеры, они окружают себя средой персонажа и придумывают ситуацию.