Л.М. Леонова, Н.Н. Чигрик

Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. −М.: Аспект Пресс, 1999. −375 с.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Символический интеракционизм. С. 111-115 // Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. −М.: Аспект Пресс, 2003. −475.

3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. −М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. С. 120-129 // Хрестоматия по вниманию. Под ред. Леонтьева А.Н. −М.: МГУ, 1976. −296 с.

5. Стюарт Я., Вэнн Дж. Современный транзактный анализ. −СПб.: Социально-психологический центр, 1996. −335 с.

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. −М.: РИМИС, 2008. −608 с.

7. Baumeister R.F., Bushman B.J. Social Psychology and Human Nature. Hague J.D. (Ed.). 2nd edition. Wadsworth: Cengage Learning, 2011. Pp. 671.

8. Nipoda Y. Japanese Students’ Experiences of Adaptation and Acculturation of the United Kingdom // Lonner W.J., Dinnel D.L., Hayes S.A, Sattler D.N. (Eds.). Online Readings in Psychology and Culture, Unit 8, Chapter 5. Available at: http://orpc.iaccp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=16%3Aunit8introduction&catid=13%3Aintroduction&Itemid=2


VI. Примерный список вопросов к зачету (/экзамену) по психологии

 

1. Развитие психологии в рамках философии (Гиппократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

2. Идеи бихевиоризма и его основные представители (Э. Толмен, Э. Торндайк, Ф.Б. Скиннер).

3. Ортодоксальный психоанализ З. Фрейда. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер).

4. Психология памяти: факторы, влияющие на забывание.

5. Психология памяти: факторы, влияющие на воспроизведение.

6. Психология внимания: феномены, влияющие на внимание отрицательно.

7. Определения внимания. Виды и характеристика непроизвольного внимания.

8. Определения внимания. Виды и характеристика произвольного внимания.

9. Свойства внимания и их характеристика.

10. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: ощущения и их свойства.

11. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: восприятие и его свойства.

12. Абсолютные пороги чувствительности.

13. Дифференциальные пороги чувствительности. Правило Бугера-Вебера.

14. Психофизический закон Г.Т. Фехнера и С.С. Стивенса.

15. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

16. Теория психосексуального развития З. Фрейда.

17. Генетическая теория развития мышления Ж. Пиаже.

18. Социальная психология: причины и истоки возникновения; предмет социальной психологии.

19. Особенности человека как социального и культурного существа. Теория дуплексной психики.

20. Структура Я (Self).

21. Самосознание. Теории формирования самосознания. Мотивы поиска информации о себе.

22. Психология общения: общение как коммуникация.

23. Общение как интеракция: символический интеракционизм.

24. Общение как интеракция: транзактный анализ.

25. Общение как перцепция. Механизмы перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия). Эффекты социальной перцепции (эффект ореола, эффект первичности и новизны, явление стереотипизации).

26. Кризис первого года жизни (по Л. С. Выготскому).

27. Кризис трех лет (по Л. С. Выготскому).

28. Кризис семи лет (по Л. С. Выготскому).


VII. Общий список литературы

1. Адлер А. Наука жить. − М.: Изд-во «Директмедиа Паблишинг», 2008. − 259 с.

2. Адлер А. Понять природу человека. − М.: Академический проспект, 1997. − 256 с.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. − СПб.: Питер, 2005. − 688 с.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Аспект Пресс, 2000. − 288 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. − М.: Аспект Пресс, 1999. − 375 с.

6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Символический интеракционизм. С. 111-115 // Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. −М.: Аспект Пресс, 2003. −475 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. − М.: Архитектура-С, 2007. − 392 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

9. Бернштей Н.А. О ловкости и ее развитии. − М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1991. − 288 с.

10. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодагностика. − СПб.: Речь, 2000. − 440 с.

11. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. 4-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 512 с.

12. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. Том 1. − М.: Смысл, 2006. − 448 с.

13. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. Том 2. − М.: Смысл, 2006. − 432 с.

14. Винникотт Д.В. Игра и реальность. − М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. − 240 с.

15. Выготский Л.С. Психология. − М.: Эксмо-Пресс, 2000. − 1008 с.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Педагогика, 1983. − 368 с.

17. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. С. 120-129 // Хрестоматия по психологии внимания. Под ред. Леонтьева А.Н. −М.: МГУ, 1976. −296 с.

18. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. − М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. − 400 с.

19. Гербарт И.Ф. Психология. − М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. − 288 с.

20. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. − М.: Изд-во МГУ, 1979. − 272 с.

21. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. − М.: Тривола, 1995. − 347 с.

22. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − М.: ИНФРА-М, 1997. − 256 с.

23. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. − М.: МГУ, 1990. − 367 с.

24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. − СПб.: Питер, 2001. − 752 с.

25. Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. − М.: PER SE, 2002. − 480 с.

26. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. Ткаченко К. А. − М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. − 448 с.

27. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2002. − 381 с.

28. Крайг Г. Психология развития. − СПб.: Питер, 2000. − 992 с.

29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2001. − 318 с.

30. Кроль В. Психофизиология человека. − СПб.: Питер, 2003. − 304 с.

31. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 448 с.

32. Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Психофизика: Учебное пособие. − Екатеринбург, УрГУ, 1997. − 100 с.

33. Лурия А.Р. Внимание и память. − М., 1975.

34. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. − СПб.: Питер, 2006. − 320 с.

35. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд. − М.: Академия, 2004. − 544 с.

36. Никандров В. В. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. − СПб.: Речь, 2003. − 480 с.

37. Пиз А. Язык телодвижений. − М.: Эксмо, 2007. − 272 с.

38. Психология внимания. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

39. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Александрова Ю.И. 3-е изд., доп. и перераб. − СПб.: Питер, 2007. − 464 с.

40. Путятко Л.М. Психология сенсорных процессов: Учебное пособие. − Гродно: ГрГУ, 2001. − 80 с.

41. Райх В. Функция оргазма. − М.: Университетская книга; СПб.: АСТ, 1997. − 304 с.

42. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Исенина Е.И. − М.: Прогресс, Университет, 1994. − 480 с.

43. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. − СПб.: Питер, 2006. − 589 с.

44. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. − М.: Аспект Пресс, 2003. − 475 с.

45. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. −М.: Социально-Психологический Центр, 1996. − 332 с.

46. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. С. 63-69 // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. −М.: Изд-во МГУ, 1980. −364 с.

47. Узнадце Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Чомахидзе Е. Ш. Под ред. Имедадзе И. В. − М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

48. Франкл В. Доктор и душа. − М.: Прогресс, 1990. − 368 с.

49. Франкл В. Человек в поисках смысла. Общ. ред. к. п. н. Гозмана Л. Я., Леонтьева Д. А. − М.: Прогресс, 1990. − 367 с.

50. Фрейд З. Введение в психоанализ. − М.: АСТ, 2008. − 604 с.

51. Фрейд З. Психоанализ детских страхов. Пер. с нем. Фельцмана О., Вульфа М. − СПб.: Азбука-классика, 2010. − 288 с.

52. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. − М.: Азбука, 2011. − 224 с.

53. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Телятниковой Э. − М.: АСТ, 2010. − 621 с.

54. Фромм Э. Иметь или быть. − М.: АСТ, 2000. − 448 с.

55. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. − М.: Академический проект, 2007. − 224 с.

56. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. − М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997.

57. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. − М., 1976.

58. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. Семенюк Л.М. Под ред. Фельдштейна Д.И. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Институт практической психологии, 1996. − 304 с.

59. Хрестоматия по курсу введение в психологию: Учебное пособие для студентов психологических наук. Ред.-сост. Соколова Е.Е. −М.: Российское Психологическое Общество, 1999. − 545 с.

60. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

61. Экман П. Психология лжи. − СПб.: Питер, 2007. − 272 с.

62. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. −560 с.

63. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизни без страха смерти. Пер. с англ. Петренко А. − М.: Эксмо, 2010. − 352 с.

64. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Драбкиной Т. С. − М.: РИМИС, 2008. − 608 с.

65. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. Под ред. Гальперина П.Я., Ждана Л.П. − М.: МГУ, 1992. − 364 с.

66. Baumeister R.F., Bushman B.J. Social Psychology and Human Nature. 2nd Ed. Wadsworth, Cengage Learning, 2011.

67. Judge T.A., Higgins C. Affective Disposition and the Letter of Reference. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1998, Vol. 75, Issue 3, pp. 207-221.

68. Nipoda Y. Japanese Students’ Experiences of Adaptation and Acculturation of the United Kingdom // Lonner W.J., Dinnel D.L., Hayes S.A, Sattler D.N. (Eds.). Online Readings in Psychology and Culture, Unit 8, Chapter 5. Available at: http://orpc.iaccp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=16%3Aunit8introduction&catid=13%3Aintroduction&Itemid=2

 


[1] Демокрит родился в знатной и обеспеченной семье, которая дала ему лучшее образование на тот момент. По получении образования Демокриту была вручена крупная сумма денег, которую он решил истратить на путешествия: едет в Египет, Персию, Индию. Вернувшись в Грецию, Демокрит был обвинен в растрате денег, и вопрос о его судьбе был поставлен на суд, где его признали виновным (соотношение голосов было около 4:1 против Демокрита). Однако Демокрит сумел оправдать свое поведение, доказав судьям пользу знаний, полученных во время путешествий, во время которых он подготовил свой самый значимый труд (по мнению современных исследователей) − «Большой мирострой». Демокрит был оправдан, и ему была вручена крупная сумма денег.

[2] Платон является учеником Сократа, после смерти которого Платон уезжает путешествовать. Через 10 лет после путешествий сицилийский тиран Дионисий продает Платона в рабство за отказ помочь построить идеальное государство. Друзья Платона длительное время собирали средства, чтобы выкупить Платона, однако, когда нужная сумма была собрана, выяснилось, что его уже отпустили. Тогда друзья вручили ему собранные деньги, на которые Платон построил свою Академию. На Академии красовалась надпись: «Не знающий геометрии да не войдет сюда» (Платон чтил учение пифагорейцев о магии чисел и подчиненности мира математической гармонии).

[3] Многие мистики и античные философы полагали, что душа связана с кровью. Данный тезис основывается на их наблюдении, что человек, теряя кровь, умирает. Учитывая, что именно душа дает объекту жизнь, данный тезис представляется логичным.

[4] В 1968 г. было предложено одно из самых удачных определений сознания: сознание − это объективная реальность, данная в ощущениях.

[5] Аффективная диспозиция (от disposition (англ.) − относительно стабильная тенденция человека оценивать окружающую среду в соответствии с его предрасположенностью к проявлению определенных эмоций (Judge T.A. &Higgins C., 1998, p. 208).

[6] Триада ABC: A – affect − эмоции, аффект; B – behavior – поведение; C − cognition − познание/мысли.

[7] В гарвардском университете был разработан интересный тест о выборах автоматической системы в вопросах предпочтений в различных сферах: отдает ли человек автоматически предпочтение высшим ценностям или деньгам, мужчинам или женщинам, молодым или старым, людям с темным цветом кожи или со светлым и так далее. Этот тест называется Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT, Implicit Association Test) и находится в открытом доступе на сайте Университета Гардварда: http://implicit.harvard.edu/. Он переведен на множество языков, в том числе и на русский − выбор языка определяется кликом на флаг соответствующей страны.

[8] Здесь все лекции по социальной психологии за исключением раздела «Психология общения» построены на следующем источнике: Baumeister R.F., Bushman B.J. Social Psychology and Human Nature. Hague J.-D. (Ed.). 2nd edition, 2011.

[9] То, что человек презентует себя различно в различных ситуациях не следует считать за обман. Это обычное поведение, которое характерно даже для пациентов психиатрических клиник с такими диагнозами тяжелых психических расстройств, как шизофрения. В одном из экспериментов пациентам сообщили, что они должны пройти интервью у главврача клиники. Пациенты были поделены на две группы, и каждой группе сообщили свою цель интервью. Первой группе сказали, что цель интервью − оценить, можно ли выписать их из клиники. Второй группе сказали, что цель − принять решение об их переводе в отделение с более строгими правилами. Можно подумать, что пациенты первой группы хотели бы выписаться из клиники, но в действительности они предпочитают оставаться в госпитале, где есть четко структурированная и безопасная жизнь. Во время интервью эти пациенты стремились продемонстрировать, что их симптомы более серьезны, чем могут показаться. Пациенты второй группы позиционировали себя как вполне нормальных людей, чтобы убедить главврача в том, что нет необходимости переводить их в отделение с более строгими порядками, что лишило бы их имеющегося комфорта. Таким образом, абсолютно всем людям присуща стратегия самопрезентации, которая не нарушается даже при наличии тяжелых психических расстройств.

[10] Чтобы выяснить, какое измерение преобладает, можно использовать, несколько модифицировав, хорошо известный тест М. Куна «Кто я?». Респонденту предлагается написать 15-20 слов, которые дают ответ на вопрос «Кто я?». Далее, все слова категоризируются в 2 класса: если слово представляет уникальность человека, то оно попадает в категорию «измерение независимости»; если слово говорит о связях с другими людьми, то оно попадает в категорию «взаимозависимость».

[11] При поступлении в некоторые американские вузы абитуриентам предлагается написать эссе на тему «Разнообразие моего опыта» (Diversity Statement) − например, в Yale University и University of California, Los Angeles. В этом эссе нужно подчеркнуть тот опыт, который делает тебя уникальным, вследствие чего у тебя будет шанс обогатить студенческое сообщество своим уникальным опытом, сделав сообщество более разнообразным по опыту.

[12] Другой пример подобного рода культурных различий можно найти в статье Nipoda Y. Japanese Students’ Experiences of Adaptation and Acculturation of the United Kingdom // Lonner W.J., Dinnel D.L., Hayes S.A, Sattler D.N. (Eds.). Online Readings in Psychology and Culture, Unit 8, Chapter 5. Available at: http://orpc.iaccp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=16%3Aunit8introduction&catid=13%3Aintroduction&Itemid=2

[13] Более подробно о конфликтах когнитивной сферы можно почерпнуть, обратившись к теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

[14] Более подробно о интериоризации как трансформации внешнего контроля во внутренний можно узнать, обратившись к статье П.Я. Гальперина «К проблеме внимания», в которой он рассматривает внимание как функцию контроля, развивающуюся в процессе интериоризации, то есть внимание сначала направляется другим (родителем) и лишь потом этот внешний контроль становится внутренним, то есть интериоризированным.

[15] Понятие «референтности» происходит от английского “to refer to” − относиться к. То есть группа, являющаяся референтной для человека, является группой, к которой человек себя относит, к которой он принадлежит. Иногда под референтной группой понимают также значимую для человека группу. Однако значимая группа не всегда является референтной, а референтная не всегда значимой.

[16] Процесс интериоризации − это процесс трансформации внешнего во внутреннее. Любая норма всегда сначала внешняя, и лишь со временем и при определенных условиях она становится внутренней, «своей». Когда внешняя норма стала внутренней, говорят, что норма интериоризированна.

[17] Имейте в виду, что есть определенная разница между феноменологическими и этнографическими методами, которая здесь упущена.

[18] Философия позитивизма утверждает, что изучаться должно только то, что имеет практическую значимость, и только то, что наблюдаемо. На философии позитивизма полностью основан весь бихевиоризм, который изучает исключительно поведение человека и всецело игнорирует эмоциональную, волевую, мыслительную, мотивационную и др. сферы жизни человека.

[19] Одному и тому же слову можно дать множество различных определений. Операциональные определения всегда должны сообщать то, как измеряется феномен, описанный термином. Например, Ж.-П. Сартр дает такое определение ответственности: ответственность есть авторство. Можно дать и другие определения. Но операциональным определением ответственности будет такое: ответственность − это внутренний локус контроля, измеряемый посредством специализированного теста, разработанного Дж. Роттером. То есть ответственность − это то, что измеряется тестом на локус контроля. Таким образом, операциональное определение несет в себе информацию об измерении того, что обозначает термин.

[20] Перцепция – от англ. perception − восприятие

[21] Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. –М.: РИМИС, 2008. Стр. 458-460.

[22] Экстраверт − человек, ориентированный на внешние объекты.

[23] Интроверт − человек, ориентированный на внутренние объекты.