Причины возникновения социальной психологии

V. Лекции по социальной психологии

Список литературы

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Выготский Л. С. Психология. − М.: Эксмо-Пресс, 2000. − 1008 с.ъ

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Педагогика, 1983. − 368 с.

4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. − М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. − 400 с.

5. Крайг Г. Психология развития. − СПб.: Питер, 2000. − 992 с.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. − М.: Социально-Психологический Центр, 1996. − 332 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. − М.: АСТ, 2008. − 604 с.

8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. − М.: Азбука, 2011. − 224 с.

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л. М. Под ред. Фельдштейна Д. И. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Институт практической психологии, 1996. − 304 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. − 560 с.

 


Основными разделами социальной психологии являются следующие: психология общения, психология малых и больших социальных групп, психология личности в группе.

 

Развитие обозначенных сторон психологического знания связано с причинами, которые можно подразделить на две группы. Во-первых, значительная часть социальной психологии «выросла» из практики. Во время становления социальной психологии происходят процессы урбанизации и индустриализации, то есть происходят кардинальные изменения в социальной сфере. Это время мировых войн и толп. Это эпоха распространения коммунизма, автомобилей, фашизма и пропаганды. Изменяется экономическая ситуация (Великая Депрессия), позже возникает такое новое явление, как реклама. Возникшая новая социальная ситуация требовала новых методов решения. Социальная психология «вырастает» из практики и призвана служить практическим запросам общества.

Во-вторых, на возникновение социальной психологии влияет знание, накопленное в системе других наук (антропология и т.д.) и смежных отраслей психологии. Например, В. Вундт еще в конце XIX века предлагал выделить две психологии: физиологическую психологию и психологию народов. Вторая должна, по его мнению, изучать народы, основываясь на исследовании их культурного наследия (мифы, сказки и пр.).

Помимо В. Вунда были и другие выдающиеся мыслители, оказавшие влияние на развитие и становление социальной психологии. Например, Ж.Г. Тард и Г. Ле Бон разрабатывали раздел психологии масс (толпы). Ж.Г. Тард обращал внимание на то, что подражание является универсальным принципом социального поведения (примечательно, что позже А. Бандура доказал экспериментально значительную роль подражания в процессе социального научения). Он также подчеркивал ведущую роль иррационального в человеке и то, что человек приписывает причины «задним числом». Г. Ле Бон, в свою очередь, создает теорию элит. Он говорит, что толпа не может существовать без вождя. Основным принципом образования толпы является принцип заражения (внушения) и обаяние вождя (харизма). Он утверждал, что в массе человек утрачивает способность к наблюдению и действует по законам подражания. Было обращено внимание на то, что толпа руководствуется не разумом или логикой, а эмоциями, то есть она ведома не рациональным, но иррациональным. В толпе человек теряет чувств ответственности – происходит процесс диффузии ответственности. На поведение человека в толпе влияет также анонимность, которая облегчает человеку выражение агрессии, а также ведет к свободному проявлению своих импульсивных реакций. Другой чертой человека в толпе является то, что он с легкостью доверяется слухам и сплетням. Более того, чем в большей мере невероятен слух, тем в большей степени человек готов поверить в него.

Истоки социально-психологических экспериментов можно найти не только в работах Г. Тарда, В. Вундта и других исследователях, но и в публикациях Н. Триплета, М. Рингелмана, Г. Олпорта, В. Меде, В. М. Бехтерева. Н. Триплет в 1897 году установил, что присутствие других людей повышает продуктивность человека. Его эксперимент заключался в измерении времени, за которое велосипедист проезжает определенную дистанцию. В первой группе каждый проезжал трассу индивидуально, а во второй группе люди соревновались друг с другом. Ясно, что результаты второй группы были лучше. Этот эффект, подтвержденный экспериментально, получил название социальной фасилитации. Подобные исследования проводили Г. Олпорт, В. Меде и В. М. Бехтерев, которые установили, что присутствие группы повышает скорость решения простых арифметических задач, вычеркивания заданных букв в тексте, выполнение задач на моторику, способность переносить боль. М. Рингелман, проводивший в 80-е годы XIX века эксперименты с перетягиванием каната, получил данные, согласно которым человек, работая в группе, прикладывает меньше усилий, чем когда он выполняет задачу индивидуально. Эти данные несколько противоречат результатам предыдущих исследований. О возможных вариантах разрешения противоречия см. Baumeister R.F. & Bushman B.J. Social Psychology and Human Nature, 2011.

Обозначенные исследования знаменуют лишь зарю становления социальной психологии как науки. В то время ни предмет, ни задачи этой науки еще не были определены.