Бихевиоризм

Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.)

Психология как самостоятельная наука

Рене Декарт (1569-1650 гг.)

Иной взгляд на человека предложил Рене Декарт (1596-1650 гг.). Р. Декарт является дуалистом, постулируя, что человек состоит из души и тела. При этом он уподобляет человека машине. Логика его рассуждений была следующая: животные бездушны, они лишь машины, однако, они обладают тем, что обычно называют психикой: память, восприятие, способность к научению, etc. Так как животные не имеют души, а человек имеет все те же функции, то логично вытекает, что все эти феномены должны быть присущи функциям тела. Все функции тела и психики работают как механизмы, как машины.

Механизм их работы следующий: внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые передаются по нервам в мозг, а оттуда − к мускулам. Таким образом, Р. Декарт предлагает концепцию рефлекторной дуги. С этого момента становится возможным использование методов естественных наук для изучения психических процессов. Самого же Р. Декарта принято считать основоположником экспериментальной психофизики.

Следует подчеркнуть, что Р. Декарт существенно сужает сферу психического: исключает память, ощущение, восприятие, воображение и аффекты из сферы психического, утверждая, что это − функции тела, а не психики (на тот момент − души). Собственно психическим считается лишь сознание[4]. С этого момента предметом психологии является сознание.

Другими важными фигурами эмпирического этапа развития психологии являются Давид Гартли, Джеймс Милль, Джон-Стюарт Милль, Томас Браун, Эдуард Титчнер, Франц Брентано, Герберт Спенсер и другие.

 

Начало экспериментального этапа психологии связано с именем Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.), который является отцом-основателем психологии как науки, создав в Лейпциге в 1879 году первую экспериментальную лабораторию по психофизике. Предметом психологии по-прежнему остается сознание. Он также предложил свою программу развития психологии как науки.

 

Параллельно с психофизикой получают свое развитие такие направления психологии, как бихевиоризм (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, И.М. Сеченов, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер и др.), и психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, В. Райх, Д.В. Винникотт, К. Хорни, Ш. Ференцы, О. Ранк, М. Кляйн и др.). Бихевиоризм формируется под мощным влиянием философии позитивизма, главный постулат которой − изучать наблюдаемое и ориентированное на практику. Понятно, что наблюдаемым проявлением психики является поведение, которое и становится предметом исследования психологии. Другими словами, с этого момента развивается психология без психики. Из сферы исследований исключаются мотивы, эмоции, аффекты и т.д. Исследуется лишь поведение. При этом большинство своих исследований бихевиористы проводили на животных (крысы, обезьяны и т.д.), а затем уже экстраполировали на поведение человека.

Основной постулат бихевиористов заключается в том, что человек функционирует по принципу S à R (стимул − реакция). Если изучить, какую поведенческую реакцию дает человек в ответ на стимулы, то будет возможно прогнозирование поведения человека. Программа психологии заключалась в изучении абсолютно всех стимулов и соответствующих им поведенческих реакций.

Такую программу выдвигали первопроходцы-бихевиористы: Э. Торндайк, Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер, каждый из которых внес существенный вклад в развитие психологии. Хорошо известны эксперимент Э. Торндайка, которые позволили вывести некоторые законы научения. Например, он установил закон упражнения: чем чаще происходит «упражнение», тренировка, повторение навыка, тем лучше он закрепляется. Другой закон называется законом эффекта: связь между стимулом и реакцией закрепляется лучше, если она подкрепляется подкреплением. При этом положительное подкрепление (сыр для мышей) дает более прочную связь между стимулом и реакцией, чем негативное подкрепление (удар током). Было также установлено, что для запуска цепи реакций достаточно лишь одного стимула, а не ряда отдельных. Другими словами, если была сформирована цепь S1àR1, S2àR2, S3àR3, то затем достаточно лишь S1, чтобы последовательно произошли реакции R1, R2 и R3. Например, каждому известно, что порой, когда наш маршрут из дома изменяется, мы порой, по ошибке, идем старым маршрутом. Это объясняется динамическим стереотипом, который открыл Э. Торндайк.

Э. Толмен, наряду с Э. Торндайком, также является одной из ключевых фигур бихевиоризма. Э. Толмен занимался изучением формирования навыков у крыс в лабиринте: опыты по латентному научению и методу проб и ошибок. В типичном эксперименте голодную крысу выпускали в лабиринт, и она блуждала по нему, пока не находила кормушку с едой. Такие опыты повторялись каждые 24 часа. Со временем крысы делали все меньше и меньше ошибок (см. результаты на рис. 1). Объяснение результатов этого эксперимента может быть различным. Одно из них заключается в том, что у крысы формируется некая когнитивная карта («карта поля окружающей обстановки»). Это исследование изменило представление о формуле «стимул − реакция». Эта схема указывала, что на крысу воздействуют стимулы, которые определяют реакции, а также что результаты правильных ответов ведут к снижению интенсивности потребности, то есть известное влияние оказывает так называемое положительное подкрепление. Однако Э. Толмен склонен полагать, что именно когнитивная карта определяет ответные реакции животного, а не сам стимул. Уместно заметить, что Э. Толмен относится к необихеиористам.