Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке
ЛЕКЦИЯ 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ
Задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях формулируются в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и на основании Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденных Центральным Банком РФ 26 марта 2007 г. № 302-П, введенных в действие с 1 января 2008 г.
К основным задачам бухгалтерского учета в банках относятся:
- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка, его имущественное положении, необходимей внутренним пользователям бухгалтерской отчетности; руководителям, учредителям, участникам, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям;
- ведение подробного, полного идостоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличие и движения требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов банка;
- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращения отрицательных результатов его деятельности:
- использование показателей бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Выполнение указанных задач возможно при правильной организации и ведении бухгалтерского учета. Совокупность приемов и способов, используемых для этих целей, называется методом бухгалтерского учета. В его состав включаются следующие элементы: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.
Под предметом бухгалтерского учета в банках донимаются объекты в виде активов и пассивов.
Активы – это денежные средства и драгоценные металлы, приобретенные ценные бумага и финансовые вложения, депозиты размещенные, кредиты предоставленные, учтенные векселя, дебиторская задолженность и имущество банка.
Пассивы – уставный капитал, добавочный капитал, прочие фонды, прибыль, кредиты полученные, депозиты привлеченные, средства клиентов на расчетных, текущих и прочих счетах, выпущенные векселя, кредиторская задолженность, доходы банка.
Исходя из перечня документов, к основным банковским операциям относятся:
- кассовые;
- расчетные;
- кредитные;
- депозитные,
- операции с ценными бумагами;
- операции с драгоценными металлами;
- межбанковские операции;
- внутрибанковские операции;
- результаты деятельности.
Банковский баланс имеет особенности, к нему Банк России предъявляет строгие требования, установленные Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Инструкцией установлены определенные обязательные соотношения между определенными статьями баланса, отражающими как состояние обязательств банка, так и его требований, в частности, обращенных как к заемщикам, так и к контрагентам по хозяйственным операциям. Любые ошибки, допущенные банком в бухгалтерском учете, искажают реальную ситуацию в банке, включая расчеты нормативов ликвидности.
Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка и предотвращения отрицательных результатов деятельности. К показателям финансовой устойчивости банка относятся:
- безубыточная деятельность;
- соблюдение нормативов ликвидности, установленных Банком России;
- поддержание платежеспособности.
Внутрихозяйственные резервы банка позволяют обеспечивать выявление оптимального соотношения имеющихся у банка ресурсов и вложений в активы, приносящие максимальный доход при минимальном риске.
Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. Достоверная отчетность банка позволяет выявлять все нарушения ликвидности, операции повышенного риска, недостаток ресурсов для совершения активных операций, потерю платежеспособности, что позволяет немедленно принять управленческие решения, направленные на предотвращение негативных явлений в последующие периоды.
Выполнение указанных задач бухгалтерского учета должно обеспечить:
- быстрое и четкое обслуживание клиентов;
- своевременное и точное оформление банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности;
- предупреждение возможности возникновения недостач и неправомерного расходования денежных средств и ценностей;
- сокращение затрат труда на совершение банковских операций;
- надлежащее оформление документов, исходящих из банка.