Аксиоматический метод

Под аксиоматическим методом понимается такой метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания вы­водятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фик­сируется в виде теории, законов и т.д.

Аксиома (греч. axioma — отправное, исходное положение) — положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредствен­ной утвержденное, исходное положение теории [5.5].

К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

· требование непротиворечивости, согласно которому в системе акси­ом не должны быть выводимы одновременно какое-либо положение и его отрицание;

· требование полноты, согласно которому любое положение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть, т.е., иначе говоря, из аксиом должно быть выводимо или это предположение, или его отрицание;

· требование независимости, согласно которому любая аксиома не дол­жна быть выводима из других аксиом (иначе она переводится в разряд теорем).

 

11. Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» разработан американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и тортовой деятельности. Основные правила «мозгового штурма» следующие:

Задачу последовательно решают две группы людей по 4—15 человек в каждой (оптимальный состав 6—12 человек).

Первая группа только выдвигает различные идеи — это группа генера­торов идей. В нее желательно включать людей, склонных к бурной фанта­зии, к абстрагированию. Вторая группа — эксперты — по окончании штур­ма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше рабо­тают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

Основная задача группы генераторов — выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и т.д.), чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на после­дующем процессе их генерации. При окончательном разборе многие пред­ложения окажутся бесполезными. Однако сам процесс должен вызвать бур­ный поток идей, которые следуют непрерывно, дополняя и взаимно обо­гащая друг друга. Коллективный разум помогает генерировать последова­тельность предложений. Все они высказываются без доказательств и запи­сываются в протокол или фиксируются на магнитной ленте.

При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная сло­весная, но и скрытая — в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т.д.

В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другим.

Рекомендуется пригласить на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых
может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.

Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.

Процессом решения задачи управляет руководитель "штурма", ко­торый обеспечивает соблюдение всех условий и правил.

Руководитель должен выполнять свои обязанности без приказаний и кри­тики, направлять работу в нужное русло. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе.

Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс, решения. Однако лучше это сделать с другим коллективом. С тем же коллективом проблему можно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулировке, что делает старую задачу неузнаваемой. Участники "штур­ма" воспринимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.

Наилучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем организаци­онного характера. Метод применяется при отсутствии или недостаточном количестве информации.

Недостатки метода "мозгового штурма":

· поиск ведется практически простым перебором вариантов;

· отсутствие четких правил работы — бестолковость поисков возведе­на в принцип;

· отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к "проскакиванию", уходу от сильного направления.