Вопрос 1. Понятие и характеристика рынка — монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.

Три варианта равновесия фирмы монополистической конкуренции.

Понятие и характеристика рынка — монополистической конкуренции

Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, производящих продукцию одного и того же назначения, но отличающуюся по отдельным признакам, параметрам.

Основные черты рынка монополистической конкуренции;

1. Относительно большое число фирм.

2. Дифференциация продукта.

3. Легкое вступление в отрасль,

4. Преобладание неценовой конкуренции.

Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, их достаточно 25, 60 или 85. Из этого вытекает несколько важных признаков рынка монополи­стической конкуренции: каждая фирма обладает небольшой долей рынка; она имеет ограниченный контроль над рыночной ценой; сговор с целью ограничения объема производства и по­вышения цен практически невозможен.

Дифференциация продукта является одной из основных при­знаков монополистической конкуренции. Дифференциация может принимать различные формы: существуют физические различия в качестве продукта (костюмы, шампуни, зубные пасты): различия по местоположению предприятия или магазина (аптеки, рынки, магазины, кафе); фирмы могут предлагать различное обслужива­ние; различия в имидже товаров (маркировка, реклама, упаковка). В основе дифференциации продукта лежат требования потребителей, их вкусы, предпочтения. Благодаря дифференциации продукта на рынке монополистической конкуренции фирмы обладают определенным контролем над ценами своей продукции.

Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде.

В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама, условия продажи продукта. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма, как средства убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Итак, рынки монополистической конкуренции характеризуются многочисленностью предприятий, производящих продукцию одного и того же назначения, но значительно отличающуюся, что позволяет им влиять на уровень цены и проводить неценовую конкуренцию.

Перечислим продукцию отраслей, относящихся к рынкам монополистической конкуренции:

безалкогольные напитки;

водки, коньяки, ликеры, вина;

сигареты и сигары, другие табачные изделия;

многие виды лекарств, имеющие заменители, витамины;

зубная паста, паста для бритья, кремы, шампуни, одеколоны, духи, моющие средства;

обувь с фирменным знаком;

многие спорттовары;

теле- и радиотехника, видео- и аудиотехника;

часы, фотоаппараты, фотоматериалы;

большинство видов бытовой техники;

компьютерная техника;

фирменная мебель;

фирменные бытовые услуги чистка одежды, ремонт квартир, парикмахерские.

Вопрос 2. Три варианта равновесия фирмы монополистической конкуренции

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции зависят, с одной стороны, от конкуренции на рынке, а с другой — от монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Как и в условиях чистой монополии, кривая спроса фирмы монополистической конкуренции имеет отрицательный наклон.

Проанализируем, как в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции определяет объем производства и цену, которые максимизируют прибыль или минимизируют убытки.

Рассмотрим случай максимизации прибыли(рис. 16а). Подобно чистому монополисту, фирма определяет такой объем производства, который соответствует равенству предельного дохода и предельныхиздержек MR = МС (QM) иустанавливает цену Рм которая превышает средние общие издержки АТС.В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль. Этопобуждает новые фирмы вступить в отрасль, однако в ходе конкуренции прибыли исчезнут, и у некоторых фирм убытки.

Фирмы, попавшие в такую ситуацию, будут минимизировать убытки. В этих целях объем производства и цена будут установлены, руководствуясь тем же правилом - равенства предельного дохода предельным издержкам. Как показано на рис. 16б, фирма выпустит Q1 продукции и установит цену Р1. Хотя Р1 ниже средних общих издержек АТС, такой уровень цены даст возможность реализовать Q1 единиц продукции и минимизировать убытки.

Многие фирмы вусловиях убыточного производства начнут покидать данную отрасль, что будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В последнем случае цена покроет средние общие издержки АТС при объеме производства MR = МС.

а) Прибыль в краткосрочном периоде (P>ATC)

б) Убытки в краткосрочном периоде (P<ATC)

в) Равновесие в долгосрочном периоде (P=ATC)

Рис.16 Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции.

 

Следует помнить, что в каждый данный момент в отрасли одновременно функционируют фир­мы, получающие экономическую прибыль и имеющие убытки, а также такие, которые довольствуются нормальной прибылью.

В результате вышеописанных процессов в долговременном периоде существует тенденция к получению фирмой нормальной прибыли, другими словами, к безубыточности. Равновесие конкурентно-монополистической фирмы в долгосрочном периоде показано на рис. 16в. Оно характеризуется тем, что кривая спроса D является касательной средним общим из­держкам АТС при максимизующем прибыль объеме производства Qn, дающем возможность установить цену Рп, которая равна средним общим издержкам л = АТС).

Следует обратить внимание на то, что минимальное значение АТС лежит правее точки касания D и АТС, т.е. фирма в долгосрочном периоде имеет цену, которая превышает мини­мум средних общих издержек Рп > АТСтin.