Вопрос 1. Понятие и характеристика рынка чистой монополии

Регулируемая монополия

Экономические последствия монополии.

Монопольная власть. Ценовая дискриминация.

Определение цены и объема производства чистым монополистом.

Понятие и характеристика рынка чистой монополии

Тема 10 Монополия

Вопрос 5. Рынок совершенной конкуренции и эффективность

В долгосрочном периоде, как было показано ранее, равновесие конкурентной фирмы характеризуется тем, что она доволь­ствуется нормальной прибылью, которая возникает при Р= АТСтiп = МС. Рассмотрим соотношение цены и средних вало­вых издержек = АТС тiп), а также цены и предельных издер­жек = МС).

Соотношение Р = АТС тiп означает, что фирмы, стремящиеся к выживанию в долгосрочном периоде, должны использовать наилучшую технологию, обеспечивающую в крайнем случае минимум средних валовых затрат. Постоянный поиск более эффективных технологий, снижение затрат на единицу продукции — важнейшие условия сохранения своего места в от­расли.

Соотношение Р = МС означает, что конкурентный рынок обеспечивает эффективность в распределении ресурсов, и това­ры на нем реализуются по наименьшей цене и в соответствии с потребительскими вкусами.

Таким образом рынок совершенной конкуренции — это наиболее эффективный механизм функционирования экономики.

 

Чистая монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Монополия имеет место, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта или услуги в отрасли. В этом случае понятия фирма и отрасль совпадают.

Характерные черты рынка чистой монополии:

1. Единственный продавец.

2. Отсутствие близких заменителей продукта.

3. Контроль за ценами (диктуются монополистом).

4. Заблокированное вступление в отрасль.

Первые два признака тесно связаны. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует заменителей: для потребителя нет альтернатив, он вынужден покупать продукт монополиста.

Господствующее положение в производстве и на рынке позволяет монополисту диктовать цену, контролировать ее. В этой ситуации чистый монополист выступает противоположностью конкурентной фирмы, которая не оказывает влияния на цену («соглашается» с ценой, сложившейся на рынке). Монополист же может снизить цену и продать больше продукта или, напротив, поднять цену и снизить объем продаж. Можно предположить, что монополист всегда воспользуется возможностью манипулировать количеством предложенного товара для своей выгоды.

Монополия появляется на рынке тогда, когда при вступление в отрасль существуют входные барьеры, что означает преграду, препятствие для проникновения на рынок новых конкурентов.

Барьеры для вступления в отрасль;

1) наличие эффекта масштаба производства;

2) наличие лицензии, патента;

3) собственность на важнейшие виды сырья;

4) прямое вмешательство государства;

5) нечестная конкуренция.

Различают естественные и искусственно созданные барьеры.

Естественным барьером является экономия от масштаба производства. Крупные фирмы имеют низкие долгосрочные средние издержки, они легко устранят с рынка конкурента с более высокими средними издержками.

Другим естественным барьером являются издержки освоения рынка, связанные с разработкой продукта, налаживанием производства, рекламой, созданием дилерской сети. Эти издержки могут быть столь высоки, что новая фирма отказывается от вхождения на рынок.

К искусственным барьерам относятся любые сознательные действия участников рынка, например: жесткие патентные законы, устанавливаемые государством; выдача государственных лицензий; контроль за стратегическими ресурсами (алмазная фирма «Дебирс»). Именно патенты сыграли решающую роль в станов­лении таких гигантов, как «Ксерокс», «IBM», «Сони» и др.

Монополия, если ограждена высокими барьерами для вхождения на рынок, может получать экономическую прибыль дли­тельное время.

Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, нерыночных действий (нечестная конкуренция, лоббирование).

Особо следует выделить ситуацию естественной монополии: местное обеспечение электроэнергией, газом, водой, углем; транспортом, услуги телефонной связи.

Условием функционирования естественной монополии является экономия от масштаба производства. При этом средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальными, так как отрасль представлена одной крупной фирмой.

Закрытая монополия — фирма, деятельность которой защищена патентом, обладающая исключительным правом на пролажу лицензий, что дает ей монопольные преимущества. Открытая монополия— фирма, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

Монопольная власть распространяется не только на продав­цов, но и на покупателей. Экономическая наука эту ситуацию называет монопсонией.

Чистый монопсонист — это единственная фирма, которая является покупателем ресурса или услуги, предлагаемых на рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену покупаемого продукта.