Вопрос 2. Основные положения порядкового (ординалистского) подхода в теории полезности. Кривые безразличия.
Правило максимизации общей полезности
Потребитель, располагая ограниченным денежным бюджетом, стремится купить такие товары и в таком количестве, потребление которых позволило бы с его точки зрения извлечь максимум общей полезности.
Для достижения этого потребитель должен так распределить денежный бюджет, чтобы последняя денежная единица (например, рубль), истраченная на приобретение каждого вида товара, приносила бы одинаковую предельную полезность.
Правило максимизации общей полезности в алгебраической форме записывается следующим образом:
MUх/Рх = MUy/Рy (1)
где MUX — предельная полезность товара X;
MUy — предельная полезность товара Y;
Рx и Py — соответственно цена товара X и товара Y.
Когда правило максимизации общей полезности выполняется, то, согласно микроэкономической терминологии, потребитель находится в равновесии,другими словами, приобретается оптимальный набор товаров.
Преобразовав формулу 1, получим следующее равенство:
MUх/ MUy = Рх /Рy (2)
Экономический смысл этого соотношения заключается в том, что предельные полезности товаров X и У находятся в зависимости от соотношения цен этих товаров. Изменение рыночных цен непосредственно влияет на равновесное положение потребителя.
Отличие порядкового подхода от количественного состоит в том, что он отбрасывает необходимость измерять полезность в каких-либо единицах (ютилях), считал достаточным ранжирование благ потребителем с точки зрения их
Порядковый подход предполагает наличие трех основных положений, касающихся предпочтений потребителя одного товарного набора другому.
1. Предпочтения уже сформировались. Это значит, что потребитель из двух товарных наборов X и У предпочитает или X > Y или, наоборот, Y > X либо будет одинаково удовлетворим обоими наборами (X ~ Y).
2. Предпочтения транзитивны, если потребитель предпочитает товарный набор X товарному набору У, а последний — товарному набору Z (X > Y > Z), этоозначает, что он предпочитает товарный набор X товарному набору Z (X > Z).
3. Все товары дляпотребителя желательны и, оставив в стороне их цены, он всегда предпочитает большее количество любого товара меньшему (3 X > 2Y)
Анализ потребительского поведения в порядковой теории полезности осуществляется с помощью кривых безразличия.
Для рассмотрения кривой безразличия достаточно ограничиться двумя товарными наборами, допустим, X (одежда) и Y (питание). Предположим, что приводимые в таблицы 2 наборы X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Используя данные этой таблицы, Определим в системе координат точки i, k, l, m. Соединив точки, получим кривую безразличия U1 (рис. 2).
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Потребитель безразличен к тому, какой из наборов ему предпочесть, т.е. он не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от шести единиц Y и получив две дополнительных единицы X. Точно также потребитель реагирует при переходе от набора k к набору l и от l к набору m.
Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, то получим карту безразличия. На рис. 2 изображены еще две кривые безразличия U2 и U3 в совокупности все они образуют карту безразличия.
Кривые безразличия обладают рядом свойств, важнейшими из которых являются следующие:
1) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров, т.е. отражает большую величину полезности (U3 > U1> U2);
Таблица 2