Вопрос 1. Количественный (кардиналистский) подход в теории полезности. Понятие общей и предельной полезности
Количественный и порядковый подходы к анализу поведения потребителя
Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Эффект дохода и эффект замещения
Формирование кривой спроса. Цена спроса и потребительский излишек
Бюджетного ограничения. Равновесие потребителя
Предельная норма замещения
Кривые безразличия.
Основные положения порядкового (ординалистского) подхода в теории полезности.
Количественный (кардиналистский) подход в теории полезности. Понятие общей и предельной полезности
Тема 4. Теория потребительского выбора
Основные понятия
Теория полезности возникла во второй половине XIX в., сохранив свое значение до настоящего времени. Без нее невозможно представить целостной экономической теории.
В своем развитии теория полезности прошла два этапа. До 20-х годов XX в. в ее анализе доминировал количественный подход, суть которого в том, что полезность предлагали измерять в условных единицах ютиль,что несоответствовало реалиям жизни. В 30-х годах экономическом наукой был предложен так называемый порядковый подход, при котором не требуется количественной оценки полезности
Основные идеи теории полезности сформулированы и наиболее доступно изложены в рамках количественного подхода, поэтому рассмотрим его сущность.
Категория полезности в экономической науке претерпела ряд изменений. Во времена А. Смита и К. Маркса большинство экономистов под полезностью понимали способность вещи удовлетворять определенную человеческую потребность. Носителем полезности, по их мнению, выступает потребительная стоимость товара, характеризующая его с качественной стороны (К. Маркс). Разные потребительные стоимости не соизмеримы, их нельзя оценить с количественной стороны.
Такая трактовка полезности правомерна лишь в том случае, если ее рассматривать как свойство вещи безотносительно к оценке полезности покупателем, для которого она и предназначена.
Иной подход к полезности был сформулирован во второй половине XIX в. родоначальниками теории предельной полезности. По их мнению, полезность — это желаемость данного блага, и степень желаемости определяется конкретным покупателем. Для одних данное благо (например, очки) полезно, а для других, напротив, не имеет никакой пользы.
Степень желаемости данного блага зависит от степени насыщения им потребности каждого конкретного покупателя, поэтому полезность носит субъективный характер.
Основной категорией теории полезности является предельная полезность, обозначаемая MU (marginal utility).
Предельная полезность — это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги. Сумма предельных полезностей образует понятие общей полезности TU (total utility).
Рассмотрим пример. Допустим, некто потребляет бутерброды (таблица 1). В качестве меры полезности используется условная единица ютиль.
Первый бутерброд, как наиболее желаемый, приносит потребителю 10 ютиль полезности; второй — лишь 6, третий еще меньше - только 2 ютиль.
Таблица 1
Изменение полезности потребления бутербродов
Единиц | Полезность,U | |
предельная MU | общая TU | |
-5 |
Таким образом, в зависимости от насыщения данным благом предельная полезность каждой последующей единицы снижается. Потребление четвертого бутерброда вообще не приносит полезности, а пятого — вызывает отрицательное чувство полезности. Что касается общей полезности, то она вначале увеличивается, а затем при отрицательном значении предельной полезности пятой единицы сокращается.
Графическая интерпретация изменения полезности показана на рисунке 1.
Рис. 1 Кривые общей и предельной полезности
Из данных таблицы 1 и рисунка 1 обнаруживается определенная тенденция: по мере того как покупатель увеличивает потребление данного блага, предельная полезность каждой дополнительной единицы сокращается. Такое явление получило название закона убывающей предельной полезности.