Вопрос 3. Взаимодействие спроса и предложения. Механизм функционирования
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил (рис. 4.1.).
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения (рис.4.2.).
Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.
Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2 (рис.4.3.).
Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Теперь посмотрим, как же функционирует рыночный механизм.
Предположим, что на рынке велосипедов установилось рыночное равновесие при цене Ро, и спрос равен предложению Qo в точке Е (рис. 4.4.).
В связи с увеличением доходов населения спрос возрос и кривая DD переместилась в положение D1D1. При данном уровне дохода и при цене Р0; объем спроса возрос с Qo до Q1 и произошло нарушение равновесия на рынке велосипедов. Возник дефицит велосипедов (Q1— Qo), так как рынок не может мгновенно отреагировать на изменение спроса. Это ведет к увеличению цены велосипеда, которая является сигналом для производителей и стимулом для развертывания производства. Величина предложения возрастает от точки Е к точке О и далее.
Рис.4.4. Рыночный механизм
Производители наращивают выпуск велосипедов. Дальнейшее увеличение емкости рынка приводит к обострению конкурентной борьбы между товаропроизводителями. Перенасыщение рынка, возникновение товарного избытка начинает давить на цену вниз, в сторону P0. В этих условиях выживает тот производитель велосипедов, который быстрее будет наращивать выпуск при одновременном снижении затрат на единицу продукции. Это возможно путем освоения новых технологий. В результате чего кривая предложения SS сдвигается; в положение S1S1. Устанавливается новое равновесие в точке Е1 при цене Ро и объеме спроса и предложения Q1.
Таким образом, спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован, механизм рынка сработал. Такое положение складывается на любых рынках товаров и услуг.
Функционирование рыночного механизма вырабатывает определенную линию поведения потребителей. Зная, что повышение цен это временное явление, они уменьшают долю денежного дохода на потребление и не спешат приобрести данный товар. Такое явление называют эффектом Пигу, когда в сфере использования денежных доходов действует механизм, способствующий возращению экономики в состояние рыночного равновесия.
Таким образом, спрос, предложение и цена являются основными параметрами любого рынка. Эти понятия позволят нам в дальнейшем изучать функционирование рынка как на микро-, так и на макроуровнях.
Особые равновесные ситуации.
Рассмотрим теперь две особые равновесные ситуации (рис.5.1.-5.2). На рис.21 F– точка пересечения линий спроса и предложения (при ценеP1 и нулевом объеме производства Q=0 ). Такое равновесие называется краевым.
|
Рис. 5.2. Краевое равновесие: бесплатное благо
Подобная ситуация означает, что производство данного товара технически возможно, однако спроса на него нет. В этих условиях могут оказаться производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производителей и линия предложения опустится (как это изображено пунктирной линией), то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций.
Со временем производители могут увеличить эффективность своего производства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффективности производства линия предложения смещается вправо и вниз.
В другом случае краевого равновесия (рис.5.2) линии спроса и предложения пересекаются на оси абсцисс. Такие блага являются бесплатными, т.е. «неэкономическими», о чем уже шла речь в первой главе.
Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успешная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке.
Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия предложения сместится резко влево. Примером может служить во в пустыне.
В отличие от случаев краевого равновесия нормальное пересечение линии спроса и предложения принято называть внутренним равновесием.
Единственность и множественность равновесия.
Если линия спроса имеет традиционный отрицательный наклон, а линия предложения – широко распространенный положительный, то они имеют лишь одну точку пересечения, а значит, единственное равновесие.
| |||
Рис. 5.3. Ситуации двойного равновесия
Однако ситуация изменится, если линии спроса и предложения теряют свои традиционные свойства. На рис. 5.3 показаны ситуации двойного равновесия. Левый график характерен для ситуации на рынке труда, а правый – частный вид ситуации эффекта сноба.
На рис. 5.4 показаны ситуации множественного равновесия при единой цене (рис. 5.4а) и при одном объеме(рис. 5.4.б). В обоих случаях линии спроса и предложения имеют общий отрезок равновесия. В первом случае цена устанавливается для какого-то определенного интервала объема продаж, а во втором случае изменение цены (в определенных пределах) не отражается на объемах продаж.
Рис. 5.4. Ситуации множественного равновесия при единой цене (а) и при одном объеме (б).