Вопрос 3 Методология микроэкономики

Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической тео­рии, оперирует всеми типичными экономическими методами. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых оп­ределяются пути достижения целей исследования.

Прежде всего, это позитивный и нормативный анализ. Припозитивном анали­зе исследователь пытается ответить на вопрос,каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятия в экономической области. Принорма­тивном анализе экономист задается вопросом:следует ли проводить те или иные экономические мероприятия.

Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, былаформальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля.

Формальная логика — это изучение явления со стороны его структуры (формы). Формальная логика вооружена набором приемов познания (табл. 1).

 

Приемы познания формальной логики

 

Анализ Состоит в расчленении целого на части
Синтез Состоит в соединении отдельных частей в целое
Индукция Основан на умозаключениях от частного к общему
Дедукция Основан на умозаключениях от общего к частному
Сравнение Основан на переносе свойств известного явления на неизвестное

 

Важную роль в процессе познания играетпроблема — четко сформулирован­ный вопрос, который возникает в процессе познания.

Постановка проблемы порождаетгипотезу, т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономическихмоделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватыва­ют существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей.

При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабаты­ваются теории.Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры ис­следования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.

Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был разрабо­тандиалектический метод познания.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика изучает экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы яв­ляется диалектическое противоречие.

В XX в. основой исследования сталсистемный метод на основе экономиче­ского моделирования.

Микроэкономические модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависи­мостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графи­ческими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе.

Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее конечной целью опи­сания предполагается объяснение.

Объяснить явление — значит сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремитель­но? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяс­нения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возмож­ность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей. В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики. В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие). Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляютсобой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели - это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей.
. Изложение курса "Микроэкономика" может и должно осуществляться с использованием одновременно трех взаимодополняемых способов: словесного, графического и математического, что обеспечивает наглядность и доступность материала.