Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
От того на сколько грамотно построено общение зависят: результаты переговоров, степень взаимоотношения с партнерами, удовлетвлетворение работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе.
Общение – процесс передачи идей, мыслей, чувств, доведение их до понимания другими людьми.
Коммуникации в менеджменте – передача информации от человека к человеку, на основе которой руководитель получает информацию необходимую для принятия решения. Субъектами могут выступать личности, группы или целые организации.
Коммуникация включает в себя и то, что передается и то, как это «что» передается.
Информация имеет носители: речь, графика, знаковые системы, коды, символика.
Способы передачи информации: устное сообщение, письменное сообщение, язык жестов, мимика.
Если субъектом сообщения является источникк, то говорят об управленческой информации: внутренняя – от данной организации, внешняя – от окружающей среды.
По назначению: открытая – для всеобщего пользования, для служебного пользования, секретная, совершенно секретная, сов секретная особой важности.
Функции управленческой информации:
1) обслуживает функции управления от подготовки и принятия решения по подведению результатов его выполнения;
2) связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой.
Схема удовлетворит потока на предприятии:
Управленческие коммуникации: межуровневые, неформальные, коммуникации по-восходящей, коммуникации между руководителями и работниками групп, коммуникации между различными отделами и подразделениями.
Коииуникации по типу отношений между участниками: межличностная, публичная, массовая.
Коммуникации по средствам: речевая; паралингвистическая – жесты, мимика, мелодия; вещественно-знаковая – продкты производства.
Коммуникационный процесс – обмен информацией между 2 и более людьми.
4 базовых элемента, выделенных в процессе обмена информацией: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Коммуникационный процесс:
ОТПРАВИТЕЛЬ (формулирует или отбирает) – ИДЕЯ (кодирует и выбирает) – СООБЩЕНИЕ (передает по каналу) – ПОЛУЧАТЕЛЬ (декодирует) – ПОНЯТА ЛИ
Отправитель – субъект который отправляет информацию (человек, группа лиц, организация).
Сообщение – информация, которая передается.
Канал – средство с помощью которого сообщение передается.
Получатель – лицо, которому предназначена информация.
Этапы при обмене информацией, которые отправитель и получатель: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.
Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
Шум(коммуникационный барьер)– то, что искажает смысл – причина неэффективность коммуникации.
Коммуникационный барьер:
1) микробарьеры – плохая связь, негативные отношения;
2) макробарьеры – прегрузка информационных каналов, интернационализация деловых каналов.
Коммуникации:
1) формальные – определяются правилами, инструкциями и осуществляются по формальным правилам: вертикальные – с одного уровня иерархии на другой; горизонтальные – между различными подразделениями одного уровня.
2) неформальные – не соответствует правилам организации: осуществляется по неформальным каналам, которые существуют в силу
Организационные коммуникации и преграды в них: информационные перегрузки, искажение сообщений, конфликты между различными группами или отделами, неудовлетворенныйый состав работающих групп, кадров.
Пути преодоления: система обратной связи, регулирование информационных потоков, современная информационная технология (ПК, электронная почта), управленческие действия (реализация и контроль), система сбора, предложений (анонимные ящики, звонки), информационные бюллетени.