Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений

Управленческие решения: сущность, типология, основные требования

Принятие управленческих решениий – это выбор из ряда возможностей одной, касающейся того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.

Проблемная ситуация – это, в первую очередь, ситуация неопределенности, ситуация в которой имеется несколько путей и не ясно, по какому из них идти.

Управленческие решения отличаются от решений, принимаемых в частной жизни следующими факторами:

- цели, т. е. субъект управления, принимает решения, не исходя из своих потребностей, а исходя из того, что должны решаться цели организации;

- менеджер выбирает направление действий не только для себя;

- разделение труда;

- профессионализм.

Решение – выбор альтернатив.

Организационное решение – выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью.

Цель – движение к цели организации.

Рациональная классифик-я упр-х реш-ий

1. по степени структурирования: слабоструктурированные; высокоструктурированные;

2. по содержанию: экономические, социальные, организационные, технические, научные;

3. по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые;

4. по длительности действия: стратегические, тактические, оперативные, срочные, среднесрочные, долгосрочные;

5. в зависимости от лица его принимающего: индивидуальные, групповые;

6. по уровню принятия: для организации в целом, управленческие решения для структурных подразделений, для служб, для отдельных работников;

7. по глубине воздействия: одноуровневые, многоуровневые;

8. по направлению решений: внутри организации как системы, за пределами организаии.

Ряд требований: обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, эконмичность, эффективность.

Управленческое решение должно: иметь ясную цель, иметь адресат и сроки выполнения, быть непротиворечивым, быть правомерным, конкретным, реальным, гибким, проверяемым, совместным с целями организации.

 

Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

*методологию управленческого решения;

* методы разработки управленческих решений;

* организацию разработки управленческого решения;

* оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы принятия решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

· техническое развитие;

· организация основного и вспомогательного производства;

· маркетинговая деятельность;

· экономическое и финансовое развитие;

· организация заработной платы и премирования;

· социальное развитие;

· управление;

· бухгалтерская деятельность;

· кадровое обеспечение;

· прочие виды деятельности.

Решение- результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

· на входящую и исходящую;

· обрабатываемую и необрабатываемую;

· текстовую и графическую;

· постоянную и переменную;

· нормативную, аналитическую, статистическую;

· первичную и вторичную;

· директивную, распределительную, отчетную.

Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.