Основные аспекты управленческого контроля в организации
Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
Основные задачи контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от исходных стандартов.
Управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.
Контроль – это процесс, облегчающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем ранее, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс: установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов, проведение корректеровок в том случае если достигнутые результы существенно отличается от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию, так как контроль необходим для эффективного функционирования организации.
Функция контроля— это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать, соответственно, деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Одна из причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация должна обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Контроль не только позволяет решать проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда необходимо вносить радикальные изменения в деятельности организации.
Экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты.
Экономический.
Эффективность контроля – это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств.
Черты эффективности контроля:
1. стратегическая направленность – контроль должен отражать общие приоритеты организации.
2. ориентация на результат. Контроль можно назвать эффективным, когда организация достигнет постоянных целей в состоянии сформировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будещем.
3. соответствиее делу.
4. своевременность контроля. Система эффективного контроля – это система, которая дает нужную информацию.
5. гибкость контроля. Контроль должен приспосабливаться к изменениям.
6. простота контроля.
7. экономичность контроля.
Политический и правовой контроль. Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм. Правовое регулирование контроля не должно быть слишком широким или чрезмерно узким. Практика в равной степени испытывает негативное влияние как от недостатка правовых установлений, так и от их избытка, например ограниченное правовое регулирование порождает нечеткость представлений участников контроля о своих задачах, правах, обязанностях, а избыточное затрудняет применение юридических норм. В настоящее время политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм.
Социально-экономический: установливаеть осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; обсуждать с сотрудниками ожидаемый результ; избегать чрезмерного контроля; вознаграждать за достижение результатов и стандартов.
Организационно-процедурный аспект. В процедурном аспекте контроль предстает, во-первых, как деятельность по обработке данных с включением этапов сбора, обработки и хранения информации, во-вторых, как действия, операции и процедуры, выполняемые работниками контрольных органов.