Школа научного управления
Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.
Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также - власть, и «сфера полномочий».
Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г., и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.
Согласно Словарю иностранных слов менеджмент - это управление производством, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.
Менеджмент- наука о рациональной организации и управлении трудовым коллективом.
Менеджмент- научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.
Менеджмент - как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.
Менеджмент - как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.
Менеджмент- как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.
Появление понятия мен-нт связано со следующими условиями: строение капитала; возникновение большого количества субъектов рыночной экономики; развитие конкуренции; появление крупных корпораций; попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.
Школа научного управления / рационалистическая / (1885 – 1920 гг.). (научная организация труда)
Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.
Фредерик Тейлор (1856-1915 годы жизни, Книги: «Сделочная система», «Цеховой менеджмент», «Принципы научного менеджмента») - ставил задачу повышения производительности труда за счет рациональных подходов организации трудовых операций на базе НОТ. Ввел математический способ исчисления себестоимости, дифференцированную систему оплаты труда, метод изучения времени и движений – хронометраж.
Генри Гант - первооткрыватель в области календарного планирования и оперативного управления. Ввел систему заработной платы с элементами повременных и сдельных форм.
Генри Форд - считал что одна из целей промышленности не только снабжать, но и создавать потребителей. Ставил задачи повышения производительности труда, снижения себестоимости (1913 г. – конвейер). «Фордизм» – идеология, черты которой:
• высоко оплачивать труд сотрудников
• наилучшее состояние машин и механизмов (технологий)
• приучить людей уважать себя и окружающих
Вклад школы:
1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов решения поставленных задач.
2. Подбор работников, наиболее подходящих для достижения целей и их обучение.
3. Обеспечение работников ресурсами
4. Применение материального стимулирования
Но в рамках данной школы рассматривается только самый низкий уровень управления (цеховой уровень).