Школа научного управления

Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.

Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также - власть, и «сфера полномочий».

Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г., и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

Согласно Словарю иностранных слов менеджмент - это управление производством, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Менеджмент- наука о рациональной организации и управлении трудовым коллективом.

Менеджмент- научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Менеджмент - как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.

Менеджмент - как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.

Менеджмент- как всеобщая человеческая деятельность предполагающая принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.

Появление понятия мен-нт связано со следующими условиями: строение капитала; возникновение большого количества субъектов рыночной экономики; развитие конкуренции; появление крупных корпораций; попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

Школа научного управления / рационалистическая / (1885 – 1920 гг.). (научная организация труда)

Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.

Фредерик Тейлор (1856-1915 годы жизни, Книги: «Сделочная система», «Цеховой менеджмент», «Принципы научного менеджмента») - ставил задачу повышения производительности труда за счет рациональных подходов организации трудовых операций на базе НОТ. Ввел математический способ исчисления себестоимости, дифференцированную систему оплаты труда, метод изучения времени и движений – хронометраж.

Генри Гант - первооткрыватель в области календарного планирования и оперативного управления. Ввел систему заработной платы с элементами повременных и сдельных форм.

Генри Форд - считал что одна из целей промышленности не только снабжать, но и создавать потребителей. Ставил задачи повышения производительности труда, снижения себестоимости (1913 г. – конвейер). «Фордизм» – идеология, черты которой:

• высоко оплачивать труд сотрудников

• наилучшее состояние машин и механизмов (технологий)

• приучить людей уважать себя и окружающих

Вклад школы:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов решения поставленных задач.

2. Подбор работников, наиболее подходящих для достижения целей и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами

4. Применение материального стимулирования

Но в рамках данной школы рассматривается только самый низкий уровень управления (цеховой уровень).