Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
Категории:
Объект - все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Субъект - представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Между объектом и субъектом управления существуют прямые и обратные связи.
Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Менеджмент, результат (см. вопрос 1).
Законы менеджмента:
а) Закон энергии выражается в приросте энергииорганизации,превышающем сумму
индивидуальных членов этой организации
б) Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения
в) Закон развития – этосоциальнаясистема управления во времени. Она имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
г) Закон композицииотражает стремление организации к объединению с другими социальными системами.
Принцип менеджмента— это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:
- сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
- устойчивость к внеш. среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
- экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);
- эффективность управления; сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Принципы управления, сформулированные А. Файолем:
- разделение труда, целью которого является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях;
- полномочия и ответственность.
Где даются полномочия там возникает:
-ответственность;
- дисциплина, которая предполагает справедливо применяемые санкции;
- единоначалие;
- единство направления.
Каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь:
- одного руководителя;
- подчиненность личных интересов общим;
- вознаграждение персонала;
- централизация.
Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий:
- скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена;
- порядок;
- справедливость как сочетание доброты и правосудия;
- стабильность рабочего места для персонала;
- инициатива, которая придает организации силу и энергию;
- корпоративный дух, являющийся результатом гармонии персонала.