Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента

Категории:

Объект - все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Субъект - представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Между объектом и субъектом управления существуют прямые и обратные связи.

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Менеджмент, результат (см. вопрос 1).

Законы менеджмента:

а) Закон энергии выражается в приросте энергииорганизации,превышающем сумму

индивидуальных членов этой организации

б) Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения

в) Закон развития – этосоциальнаясистема управления во времени. Она имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

г) Закон композицииотражает стремление организации к объединению с другими социальными системами.

Принцип менеджмента— это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:

- сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

- устойчивость к внеш. среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

- экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);

- эффективность управления; сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Принципы управления, сформулированные А. Файолем:

- разделение труда, целью которого является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях;

- полномочия и ответственность.

Где даются полномочия там возникает:

-ответственность;

- дисциплина, которая предполагает справедливо применяемые санкции;

- единоначалие;

- единство направления.

Каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь:

- одного руководителя;

- подчиненность личных интересов общим;

- вознаграждение персонала;

- централизация.

Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий:

- скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена;

- порядок;

- справедливость как сочетание доброты и правосудия;

- стабильность рабочего места для персонала;

- инициатива, которая придает организации силу и энергию;

- корпоративный дух, являющийся результатом гармонии персонала.