ОСОБЕНОСТИ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Приемка импортных товаров регламентируется инструкцией «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов» от 15 октября 1990 г., а также в соответствии условиям контракта (договора) на поставку товара; правилами, действующими на транспорте и органах связи.

Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности производится с участием эксперта организации торгово-промышленной палаты (ВТП).

По результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы торгово-промышленной палаты.

В рекламационном акте указывают:

- лица, участвующие в приемке и составлении акта;

- дата, время начала и окончания приемки, место составления акта;

- номера контракта, места, партии;

- наименование, адрес и страна иностранного поставщика;

- наименование товара;

- дата получения товара получателем;

- наименование получателя;

- другие сведения, касающиеся приемки товаров.

Рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. При обнаружении дефектов рекламационный акт составляется в течение 5 дней.

Рекламационный акт и другие документы должны быть направлены получателем заказчику сразу же после их составления.

Приемка товаров должна производиться без приостановления. В случаях, когда приемка товаров произведена с приостановлением, получатель обязан принять меры к обеспечению сохранности товара во время перерыва приемки. Приостановление приемки по количеству при выгрузке товара из вагона, контейнера не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика производится на складе конечного получателя. Если товар поступил к конечному получателю от предприятия, вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка производится в соответствии с инструкцией П-6 и П-7. В случае установления производственного или конструктивного недостатка товара, получателем составляется рекламационный акт в соответствии с порядком, установленным для приемки товара и тары иностранного поставщика.

Приемка товаров осуществляется в пределах сроков, установленных для составления рекламационных актов.

Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившего по одному транспортному документу.

Указанные цены и стоимости импортного товара, а также, каких либо требований в денежном выражении не допускаются, а указываются в процентном соотношении к мировой валюте. Должно быть наличие аннотации на русском языке.

Рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии должны быть направлены получателем, осуществляющими приемку импортных товаров стороне по договору сразу же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику импортных товаров указанные материалы были направлены не позднее, чем за 40 дней, а заказчикам внешней экономической организации не позднее, чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии.

 

 

ТЕМА «Установления хозяйственных связей»

 

1.1. Сущность хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов

Хозяйственные связи по закупкам материальных ресурсов являются составным элементом закупочной логистики, цель которой – удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели, однако, зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сформировать следующим образом:

— Выдерживание обоснованных сроков закупки материальных ресурсов;

— Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребности в них;

— Соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.

Успешное решение поставленных задач во многом зависит от правильной организации хозяйственных связей в системе МТО. Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями материальных ресурсов достаточно широкое понятие. Хозяйственные связи – это совокупность организационных, экономических, административно-правовых, финансовых и других взаимоотношений, возникающих между покупателями и продавцами материальных ресурсов.

В широком смысле, система хозяйственных связей – важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая «собой совокупность форм, рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции».

Рациональные ХС являются условием динамичного развития экономики, сбалансированности спроса и предложения; способствуют планомерному развитию экономики, своевременной поставке необходимых материальных ресурсов.

Система хозяйственных связей выполняет, в частности, следующие элементы: участие предприятий в разработке своих партнеров планов производства, посредством представленных заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применения экономических санкций; проведении экспертизы поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых возможностей; применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения. Хозяйственные связи юридически установлены, когда между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) заключены хозяйственные договоры, что является важнейшим фактором установления хозяйственных связей по поставкам продукции.

В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в России играли формальную роль, организация хозяйственных связей подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам ресурсов было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров были различны на отдельных этапах развития экономики.

До 1959 г. в стране действовали многочисленные основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1950 г. впервые было утверждено единое положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления. Вместе с положениями действовали многочисленные Особые условия поставки, регулировавшие особенности поставок отдельных видов товаров. В 1969 и 1981 г.г. положение о поставках были пересмотрены и скорректированы в сторону большой регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям.

Положение о поставках, а также Особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий, лицами из возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. Положения значительно ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке материальных ресурсов. Особые условия поставки также сдерживали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим, договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом конкретных особенностей каждой поставки.

Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения изменений регламентации, перехода от административно- командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

Утвержденные в 1988 году Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. В соответствии с этим, стороны, заключающие договор, получили возможность, учитывая конкретные условия, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент, сроки поставок, порядок доставки, качество товаров, цены и др.

Следует отметить, что по мере перехода к рыночной экономике Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль консультативно-методического документа, во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями продукции.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

К контексте этого положения в РФ введены в действие части первая и вторая ГК РФ, принятые Госдумой. В ГК РФ излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права. Поэтому хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору, обеспечение накоплений обязательств, договорные взаимоотношения регулируются ГК РФ, являющиеся основным нормативно-правовым документом, для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.

При осуществлении хозяйственных связей основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров и выполняющий следующие функции:

— Закрепляет юридические отношения между партнерами;

— Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

— предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Аспекты хозяйственных отношений, не отраженные в договоре, регламентируются Основами гражданского законодательства и указанным выше ГК РФ.

Поскольку законодательство РФ еще не достаточно совершенно, то грамотное и точное составление договора снижает коммерческий риск.

Говоря о закупках, материальных ресурсов, как и составной части хозяйственных связей, следует сказать, что закупные работы являются одной из основных функций коммерческой деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики организация и технология закупок в РФ претерпела конкретные изменения.

На смену централизованной системе управления экономикой, пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:

— свободой выбора партнера по закупке материальных ресурсов;

— множественностью источников закупки;

— равноправием партнеров;

— возросшей ролью договоров;

— свободой ценообразования;

— конкуренцией поставщиков и покупателей;

— предприимчивость коммерсанта по закупкам;

— экономической ответственностью сторон.

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам материальных ресурсов, предприятия должны систематически заниматься выявлением источников закупки, рационализацией сформированных и установлением новых хозяйственных связей.

Поскольку хозяйственные связи разнообразны по своей природе, представляет интерес изучение классификации хозяйственных связей.

 

1. 2 Классификация хозяйственных связей

Установление хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов является необходимой составной частью организации планомерного процесса доведения средств производства от их изготовителя до потребителей.

Хозяйственные связи классифицируются по различным признакам. Так, по отраслевому приказу, хозяйственные связи бывают:

— межотраслевые;

— внутриотраслевые.

По территориальному приказу хозяйственные связи делятся на:

— межрайонные (межреспубликанские);

— внутрирайонные (внутриреспубликанские).

На основе хозяйственных связей по поставкам продукции формируются: межотраслевые, внутриотраслевые, межрайонные и внутрирайонные материальные потоки.

Правильное сочетание территориального и отраслевого принципов при формировании хозяйственных связей являются одной из важнейших задач организации и планирования материально-технического снабжения.

Большое значение имеет продолжительность функционирования хозяйственных связей. В зависимости от стабильности взаимоотношений по поставкам материальных ресурсов между конкретными поставщиком и покупателем хозяйственные связи подразделяются на:

— краткосрочные (как правило, до года);

— длительные (более года).

Краткосрочные хозяйственные связи постоянно изменяются, заключение хозяйственного договора по таким связям носит вероятностный характер.

Длительные хозяйственные связи предполагают поставки продукции одному и тому же покупателю, одним и тем же поставщикам. Длительные хозяйственные связи осуществляются, как правило в течение нескольких лет.

Важнейшим направлением повышения эффективности производства является высокая степень согласованности в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий – получателей продукции на основе ассортимента, сроков и партий поставок в максимальной мере приближенных к условиям потребления. Решение этой задачи во многом зависит от характера взаимоотношений между изготовителями и покупателями продукции.

С точки зрения участия снабженческо-сбытовых организаций в регламентации условий поставки продукции, что находит свое выражение в соответствующих формах хозяйственных связей:

— прямых;

— опосредованных.

В тех случаях, когда непосредственное взаимодействие между изготовителями (продавцами) и получателями продукции обеспечивает более быстрое и точное согласование их деятельности, целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые хозяйственные связи; когда основные условия поставки материальных ресурсов согласовываются непосредственно между продавцом и покупателем.

При прямых связях, ассортиментная программа производства и планы ее реализации у предприятий-изготовителей формируются на основе заказов, получаемых непосредственно от потребителей в пределах общих объемов поставок продукции.

Задача органов снабжения и сбыта у предприятий, для которых экономически целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые связи, состоит в определении возможности перевода этих предприятий на такие связи с учетом имеющихся производственных мощностей по производству продукции, рациональности их использования и перспектив их роста, необходимости полного обеспечения данным видом продукции всех заданий, предусмотренных в планах и установлением прямых связей между изготовителями и потребителями.

Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшении величины торговых надбавок, установленных каждым посредником.

Опосредованные хозяйственные связи – это хозяйственные связи, при которых предполагается та или иная степень участия посредника, через которого определяются условия поставки продукции. Трудно переоценить роль посредника в коммерческой деятельности.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями материальных ресурсов немыслимо без участия посредников, и в частности – оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.

В условиях рыночного развития функции оптовых посредников, с одной стороны, усложнились, а с другой – персонифицировались. По отношению к клиентам – покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:

— оценка потребностей и спроса;

— преобразование ассортимента товаров;

— хранение запасов, материальных ресурсов;

— кредитование;

— концентрация материальных ресурсов;

— информационное и консалтинговое обслуживание.

по отношению к клиентам - поставщикам функции оптового посредника должны состоять в следующем:

— концентрация коммерческой деятельности;

— поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

— инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

— минимизация коммерческого риска;

— маркетинговое обслуживание.

От того, как оптовые звенья будут выполнять указанные функции в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решения актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров.

Поэтому важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями – изготовителями продукции, так как оптовые предприятия располагают необходимыми размерами складских площадей, могут получать товары от поставщиков – изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого ассортимента и регулярного снабжения необходимыми материальными ресурсами предприятий – покупателей.

Таким образом, оптовые посредники занимают важное место в организации хозяйственных связей, так как имеет ряд преимуществ:

— поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, крупным потребителям;

— разгружает органы сбыта предприятия – производителя;

— снижаются затраты, связанные с реализацией продукции у предприятия – производителя;

— выполнение операций по подготовке материалов к производственному потреблению на промышленных предприятиях – покупателях материальных ресурсов и другое.

При выборе определенного вида хозяйственных связей предприятия должны руководствоваться совокупностью различных факторов, рассматривая каждый фактор отдельно и во взаимосвязи с другими. В частности такими факторами являются:

— объем потребления конкретного вида продукции;

— степень применяемости данного вида продукции на предприятии;

— устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;

— количество и размещение изготовителей данного вида продукции;

— зависимость качества продукции от места ее изготовления;

— надежность работы изготовителей данного вида продукции, их возможности в быстром реагировании на изменения спроса и требования к режиму поставок, их периодичности;

— период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данного вида продукции;

— наличие и размещение складов – посредников и другое.

В каждом конкретном случае, определяющая роль принадлежит, как правило, двум – трем факторам, но должны учитываться и остальные.

Например, хозяйственные связи между изготовителями и покупателями продукции могут формироваться одновременно как прямые и длительные.

Как правило, прямые длительные связи должны устанавливаться между крупными предприятиями – потребителями с устойчивой структурой и объемами потребления продукции, нуждающимся в специальных условиях материального обеспечения производства, и предприятиями – изготовителями, обладающими производственными возможностями для полного и точного удовлетворения требования таких потребителей, представляющих ведущие отрасли.

Каждое предприятие должно решать вопрос о выборе наиболее рациональной формы поставок – транзитной или складской.

При транзитной форме товародвижения материальные ресурсы поставляются предприятием – производителем непосредственно потребителю, минуя склады и базы посредников.

Использование транзитной формы товародвижения зависит от объема потребления каждого вида материальных ресурсов, и установленной для него транзитной нормы отгрузки. При этом транзитной нормой отгрузки является минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес предприятия-потребителя по одному заказу.

Преимущества транзитной формы поставок при закупке материальных ресурсов заключаются в:

— ускорении сроков доставки ресурсов потребителям;

— снижении издержек обращения.

Однако поставка только транзитом может привести к образованию у предприятия-потребителя излишних запасов материалов, если потребность в них ниже установленных транзитных норм. Экономически неоправданное применение транзитной формы товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.

Указанные недостатки транзита устраняются при использовании складской формы товародвижения, при которой средства производства поставляются предприятиям-потребителям через базы, склады и магазины торговых, посреднических организаций. Использование складской формы поставок позволяет предприятию-потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в объеме их действительной потребности; способствует снижению производственных запасов, так как завоз их с баз и складов посреднических организаций может осуществляться чаще, чем при транзитной форме товародвижения. Однако, при складской форме поставок предприятие-потребитель несет дополнительные расходы за складскую переработку, хранение, доставку материалов с баз и складов предприятий-посредников.

Установление оптимального соотношения между транзитной и складской формами товародвижения – важная проблема для каждого предприятия.

Наиболее рациональной и эффективной формой поставок является такая, которая обеспечивает непрерывность производственного процесса и при прочих равных условиях, наименьшие товарно-заготовительные расходы, а также минимальный уровень производственных запасов.

Таким образом, от структуры хозяйственных связей во многом зависит степень удовлетворения потребности предприятия в продукции определенного качества и в сроки.

Структура хозяйственных связей непосредственно влияет на рациональное использование материальных ресурсов, и применение в производстве экономичных материалов, на уровень и скорость оборота совокупных запасов продукции. Она во многом определяет затраты на перевозку продукции, ее хранение и другие расходы, относящиеся к издержкам обращения. В конечном счете от системы хозяйственных связей в той или иной мере зависит рентабельность производства. Для организации рациональной системы хозяйственных связей необходимо правильно определить форму поставок (товародвижения), длительность связей и выбор способа товародвижения.

Функцию по вопросу правильного способа товародвижения, которая является важнейшей задачей при определении рациональной структуры хозяйственных связей хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов выполняет служба МТО. В связи с этим, актуальным вопросом является содержание деятельности службы материально-технического обеспечения в процессе установления хозяйственных связей.

 

 

ТЕМА: «Значение закупок и оптовой продажи товаров»