БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ И КОТИРОВКА ЦЕН.

Как же происходит котировка цен на бирже. Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи. Проследим, как происходит этот процесс на простом примере. Допустим, у нас есть двадцать производителей и сто покупа-

телей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

Те же двадцать производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

Прежде всего, товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

Необходимо котировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена.

Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты.

Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупно оптовой реализации они меньше, при мелко оптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов.

Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

При котировке учитываются и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок.

На уровень цен, а следовательно, и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров и частных лиц.

Существует еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюнктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

На современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

И в заключении можно сделать вывод, что котировальны цены, благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я хотела бы сказать что биржа, еще со времен XIII века является одним из главных двигателей рынка. Биржа позволила производить процесс купли-продажи с минимальными затратами, поэтому и получила столь широкую поддержку у предпринимателей.

С момента, когда в мае 1990 года была создана Московская Товарная Биржа прошло 14 лет, за это время биржи появились во многих городах России. Это явилось решающим шагом при переходе России к рыночной экономике. Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С помощью бирж было значительно ускорено время совершения сделки. Это привело к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и предприятия, которые работали на рынке до образования бирж, с помощью их вышли на более высокий уровень работы и в конце концов, стали крупнейшими в России. Кроме этого появились брокерские конторы, которые принимали заказы от производителей или потребителей на куплю-продажу товара.

Я считаю, что биржевое дело получило в России широкое распространение. Хотя в последнее время ажиотаж вокруг товарных бирж спал биржи, все-таки, имеют влияние на экономику России и товарооборот российских товарных бирж не отстает по своей величине от зарубежных товарных бирж.

Я думаю, что для наиболее успешного функционирования Российских товарных бирж нужно создать локальную биржевую компьютерную сеть. Это гораздо упростит процедуру поиска и размещения товара на бирже, позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Некоторые Российские биржи (МТБ, РТСБ, и др.) уже работают по системе компьютерных торгов. Но эта система не получила широкого развития по причине недостаточного развития и дороговизне компьютерных сетей в России.

Несмотря на все препятствия и изъяны, российские товарные биржи все-таки продолжают функционировать, показывая этим, что рыночная экономика в России развивается, и если Россия в скором времени встанет в один ряд с другими высокоразвитыми государствами, то в этом будет немалая заслуга недавно зародившихся российских товарных бирж.

 

ТЕМА «Закон о защите прав потрибителя»

Защита прав потребителей является одной из актуальных социально-экономических проблем всех государств. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителя об имеющихся товарах и услугах, вторая – защищать потребителя. Выполнение этих задач позволит обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой – эффективную экономику в целом.

Забота о потребителях побудила мировое общество выработать единые принципы и создать системы государственной защиты прав потребителей.

В 1973 г. Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей, а 9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты прав потребителей. В мировой практике к основополагающим интересам потребителей относят право:

выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей;

на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением изготовителя;

на информированность (о товарах, способность продажи);

на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием;

быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов;

на получение потребительского просвещения, приобретения всесторонних знаний и навыков;

на здоровую окружающую среду.

 

Признание роли международного потребительского движения нашло выражение в установлении в 1993 г. Всемирного дня защиты прав потребителей (15 марта).

Право – одно из средств, с помощью которого государство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. А также санкции за их нарушение.

Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан – потребителей товаров и распространяется на все предприятия, организации, учреждения не зависимо от форм собственности, а также граждан предпринимателей.

По закону потребителем является гражданин (граждане), имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законом «О защите прав потребителей» определены следующие права потребителей.

1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.

Это право обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общеобразовательной школы, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.

2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, дающая возможность сделать компетентный выбор.

 

- 2 -

Обязанность предоставления такой информации возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).

Своевременность предоставления информации предусматривает её полное наличие уже при заключении договора купли-продажи товара.

Понятия «необходимая информация» включает такой объём информации, которого достаточно для любого потребителя и для компетентного выбора товара.

Достоверность информации подтверждается тем, что все сведения о товарах и услугах соответствуют действительности и не являются предполагаемыми.

Ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет:

общие требования, которые предъявляются к содержанию информации о всех товарах;

специальное требования, которые предъявляются к содержанию информации о продуктах питания, непродовольственных товарах, услугах.

 

К общим требованиям относятся:

 

наименование товара;

обозначение нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, которым должен соответствовать товар;

цена и условия приобретения товаров и услуг;

необходимые сведения о правах и условиях эффективного и безопасного использования товаров и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или договорами обязательны для предоставления потребителю;

наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя и производящий ремонт и техническое обслуживание товара.

 

Если товары подлежат обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация о сертификации, а на товаре должен быть помещен знак соответствия.

Специальные требования предоставляются к продуктам питания и непродовольственным товарам (табл. № 2).

Информация о товарах и услугах доводится до сведений потребителя различными способами:

в документации, прилагаемой к товарам;

на потребительской таре;

на этикетке или ярлыке на товаре;

маркировкой на товаре или на упаковке товара;

иными способами, принятыми для отдельных товаров, услуг.

Информация должна быть предоставлена на русском языке. Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается не предоставленной за исключением случаев, когда это сделано по желанию потребителя.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя своё наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, а также иные сведения. Указанная информация размещается на вывеске.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществляющего его регистрацию.