Тезисы лекции

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Литература

РУССКОГО ЯЗЫКА

К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ


Цели:

- раскрыть основные требования к уроку русского языка;

- показать необходимость их выполнения.

 

1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

3. Заиков Л.В. Беседы с учителями. – М., 1975.

4. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М., 1988.

5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

6. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.

 

Существует ряд частных требований к урокам, которые следует выполнять:

I. Ученики должны понимать, для чего они выполняют ту или иную работу. Поэтому в начале урока учитель сообщает тему и цели его; порою полезно создавать проблемную ситуацию, создавая тем самым возможность поиска ответа. Кроме того, перед каждым упражнением учитель должен сообщить, зачем дети должны выполнять его, чего он хочет добиться тем самым от своих учеников.

2. Новый материал должен опираться и быть связан с тем, что детям уже известно, это вызывает у них интерес к новому.

3. Для объяснения нового материала подбираются наиболее яркие и выра­зительные примеры, чтобы выводы получались достаточно обоснованными.

4. Упражнения подбираются так, чтобы вызвать активность ребят нa уроке и в то же время их самостоятельность в выполнении заданий.

5. Одно из важных достоинств урока - разнообразие форм и видов упражнений, вытекающих одно из другого. Наиболее ценными из них являются те, которые активизируют познавательную деятельность и обеспечи­вают самостоятельность работы.

Но при этом надо помнить, что разнообразие упражнений не дол­жно быть самоцелью, оно нужно не для развлечения детей, а для рассмотрения явлений языка с разных точек зрения и вызывать интерес к изучаемому материалу.

6. На каждом уроке должно проводиться повторение ранее пройденного.

Оно может быть при проверке домашнего задания перед объясне­нием нового, в разного рода упражнениях. Специальное время на уроке для этого можно не выделять. Но повторение может быть и целью целого урока. Это может быть в начале года, четверти или в конце изучения целой темы для систематизации знаний.

7. Для четкой организации урока и его проведения необходим четкий, хоpoшo продуманный план урока, а на первых порах и конспект.

8. В центре всегда находятся упражнение, как устные, так и письменные, причем письменные упражнения занимают не менее половины урока.

9. Урок может бытъ признан хорошим в том случае, если учитель уделил внимание развитию речи детей в разной форме.

10. На каждом уроке начальной школы имеет место минутка чистописания, во время которой дети повторяют правильное, каллиграфическое написа­ние букв и их соединений.

11. На каждом уроке отводится несколько минут словарной работе в той или иной форме.

12. Нa уроке используются различные наглядные пособия, таблицы, схемы, раздаточный материал.

13. He надо забывать о роли классной доски, которая является образцом для ученика.

14. Не надо забывать о дифференциальном подходе к обучению в выборе приемов и методов работы.

 

Любой урок должен быть обучающим, развивающим, воспитывающим. В практике обучения сложилась такая система, при которой учитель, пла­нируя урок, определяет 3 разные задачи: дидактическую, развивающую и воспитывающую. Если подойти к рассмотрению этих задач с учетом совре­менного толкования понятий "развитие", "воспитание" в процессе обуче­ния, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи.

Учебная самостоятельность младшего школьника начинается с его способности разграничивать: это я знаю, умею, а этого я ещё не знаю, не умею. Чтобы ребенок мог это сознавать, знания его должны быть системными. Обучение, представляющее собой правильное организованную систему постановки и решения учебных задач, и будет носить развивающий характер. Задача учителя - осуществить органичное слияние процессов обучения и развития младших школьников.

Развивающий эффект урока достигается не вкраплением отдельных развивающих заданий, а всем строем урока. Станет урок развивающим или нет, зависит от того, будет ли материал урока теоретически содержательным, будет ли ученик впитывать готовые знания и действовать по образцу или сам убедится в необходимости нового знания и умения и предпримет усилия для его приобретения.

Современная действительность подтверждает мысль о том, что обучение и воспитание "неотторжимы друг от друга". Обучение, ориентированное на становление активной познавательной позиции ученика, его познавательной инициативы, можно считать положительно воспитывающим. Отсю­да, если урок скучен, если на нем ученик познавательно пассивен, такой урок не только не развивает, но и не оказывает желаемого положительно­го влияния.

Воспитывающий и развивающий эффект достигается прежде всего характером самого обучения, его содержанием и способами организации.

Формулировки второго требования к современному уроку звучит так: на уроке должна царить атмосфера доброты, уважения, взаимопомощи, общей заинтересованности, коллективного поиска.

Реализация третьего требования связана с умением учителя проявить свою лингвистическую подготовку. Урок должен быть лингвистически грамотным и по трактовке понятий, и по организации работы над ними, и по постановке вопросов, и по отбору дидактического материала.

Кроме того, урок должен быть относительно законченным, с определенной логикой развертывания учебной деятельности школьников, понятной не только учителю, но и детям.