III. Изучение нового материала.

II. Сообщение темы и цели урока.

I. Повторение ранее изученного

СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

РУССКОГО ЯЗЫКА


Цели:

- раскрыть особенности уроков разных типов;

- познакомить со структурой урока каждого типа;

- показать разнообразные методы и приемы проведения минутки чистописания и словарной работы;

- дать образцы конспектов каждого типа урока.

 

 

1. Журнал «Начальная школа». 1990-2001.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

3. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.

4. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1968.

5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.

 

Согласно наиболее принятой в дидактике точке зрения тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки:

1) изучения нового материала;

2) уроки закрепления знаний;

3) комбинированные;

4) обобщающие;

5) учетно-контрольные.

Тип урока и его структура выбираются не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Прежде чем разработать структуру урока, учитель определяет тип урока.

Однако во все типы уроков, кроме учебно-контрольного, входят два этапа: минутка чистописания, словарная работа.

 


(сообщение новых знаний)

Цель: активизировать имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу.

Имеет место на уроке, если новый материал связан или органически вытекает из ранее изученного и он необходим для анализа нового языкового материала. Данный этап может быть совмещен с проверкой домашнего задания, если новое непосредственно вытекает из темы предыдущего урока.

- Сегодня мы познакомимся и научимся….

При этом могут быть использованы различные приемы:

1) сообщение учителя;

2) беседа;

3) самостоятельная работа.

Для анализа языкового материала берется текст, ценный в воспитательном и познавательном отношении. Он может быть: 1) в учебнике; 2) на доске; 3) распечатан на отдельных листах на каждую парту.

1. Анализ языкового материала.

Цели: выявить существенные признаки на основе имеющихся данных.

2. Работа с правилом.

Цель: обобщить выявленные признаки и привести их в систему.

3. Закрепление нового материала.

Цели: подкрепить сделанные выводы; учить пользоваться новым правилом для грамотного письма.

Этот этап осуществляется с помощью разных упражнений как учебника, так и учебников дидактического материала. Сначала упражнения выполняются коллективно под руководством учителя, затем самостоятельно, но под руководством учителя (по образцу). Последнее выполняется учащимися самостоятельно, чтобы учитель мог убедиться в степени усвоенности темы.