III. Изучение нового материала.
II. Сообщение темы и цели урока.
I. Повторение ранее изученного
СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ЛИТЕРАТУРА
РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели:
- раскрыть особенности уроков разных типов;
- познакомить со структурой урока каждого типа;
- показать разнообразные методы и приемы проведения минутки чистописания и словарной работы;
- дать образцы конспектов каждого типа урока.
1. Журнал «Начальная школа». 1990-2001.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
3. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.
4. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1968.
5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1993.
Согласно наиболее принятой в дидактике точке зрения тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки:
1) изучения нового материала;
2) уроки закрепления знаний;
3) комбинированные;
4) обобщающие;
5) учетно-контрольные.
Тип урока и его структура выбираются не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Прежде чем разработать структуру урока, учитель определяет тип урока.
Однако во все типы уроков, кроме учебно-контрольного, входят два этапа: минутка чистописания, словарная работа.
(сообщение новых знаний)
Цель: активизировать имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу.
Имеет место на уроке, если новый материал связан или органически вытекает из ранее изученного и он необходим для анализа нового языкового материала. Данный этап может быть совмещен с проверкой домашнего задания, если новое непосредственно вытекает из темы предыдущего урока.
- Сегодня мы познакомимся и научимся….
При этом могут быть использованы различные приемы:
1) сообщение учителя;
2) беседа;
3) самостоятельная работа.
Для анализа языкового материала берется текст, ценный в воспитательном и познавательном отношении. Он может быть: 1) в учебнике; 2) на доске; 3) распечатан на отдельных листах на каждую парту.
1. Анализ языкового материала.
Цели: выявить существенные признаки на основе имеющихся данных.
2. Работа с правилом.
Цель: обобщить выявленные признаки и привести их в систему.
3. Закрепление нового материала.
Цели: подкрепить сделанные выводы; учить пользоваться новым правилом для грамотного письма.
Этот этап осуществляется с помощью разных упражнений как учебника, так и учебников дидактического материала. Сначала упражнения выполняются коллективно под руководством учителя, затем самостоятельно, но под руководством учителя (по образцу). Последнее выполняется учащимися самостоятельно, чтобы учитель мог убедиться в степени усвоенности темы.