Лингвистическая характеристика недостатков произношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена, смешение, искажение), Формы нарушения звуков

1. Отсутствиезвука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах; словах, предложениях и т.д). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажениезвука, т.е, звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. Например: С – межзубный, носовой, боковой; Л – межзубный, двугубный, горловой, носовой, боковой. Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими или моторными.

З. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя).

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

Большинство авторов (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина и др.) рассматривают смещение как уровень неправильного произношения который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, арт или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смещения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смещение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения. С логопедическим заключением фонематическое недоразвитие. В случае когда смещение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как З-й уровень неправильного звукопроизношения.

В логопедии выделены З уровня неправильного звукопроизношения (О.В. Правдина):

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

З-й уровень: недостаточное дифференцирование – смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

По группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты озвончения и твердости)

При раскрытии лингвистической характеристики недостатков звукопроизношения нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

– фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом – от названия греческой буквы сигма обозначающей звук С а фонетико-фонематические нарушения в этих группах (например, замены шипящих звуков свистящими и др.) – парасигматизмом;

– фонетические нарушения звуков Л и Л называются ламбдацизмом, а фонетико-фонематические – параламбдацизмом (от названия греческой буквы ламб да обозначающей звук Л

– фонетические нарушения звуков Р и Р называются ротацизмом, а фонематические –. Параротацизмом

– фонетические нарушения звука Й называются йотацизмом, а фонетико-фонематические – парайотацизмом (от названия греческой буквы йота обозначающей звук Й

– фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонетико-фонематические – паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

· озвончения и оглушения;

· смягчения и твердости согласных звуков.

Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм – призубным, шипящим и др.) Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалии, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот.