Качественная модель лица, принимающего решение

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКОМ

Лекция 2 часа

Системы поддержки принятия решений

Существует довольно много определений СППР.

Определение 1. СППР является человеко-машинными системами, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР) использовать данные, знания, объективные и субъективные методики для анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем.

Как видим, в этом определении подчеркивается назначение СППР для решения слабоструктурированных и неструктурированных задач. Слабоструктурированными задачами считаются такие, которые содержат как количественные, так и качественные переменные (параметры), при чем качественные аспекты могут доминировать. Неструктурированные имеют лишь качественное описание.

Определение 2. СППР – это компьютерная система, позволяющая ЛПР сочетать собственные субъективные предпочтения с количественным анализом ситуаций при выработке рекомендаций в процессе принятия решений.

Определение 3. СППР – компьютерная информационная система, используемая для различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, полностью выполняющую весь процесс решений.

Все 3 определения не противоречат друг другу, а дополняют, и достаточно точно характеризуют описываемые системы.

Задачи, решаемые с помощью СППР содержат большое количество неопределенностей. В самом общем виде эти неопределенности можно разделить на два класса:

– неопределенности, связанные с неполнотой знаний о проблеме;

– неопределенности, связанные с невозможностью точного учета реакции окружающей среды на наши действия.

Главная задача СППР состоит в том, чтобы с помощью ЛПР уменьшить неопределенность ситуации, выработать и принять решение.

Таким образом, можно сказать, необходимость компьютерной поддержки принятия решений обусловлена следующими причинами:

1) увеличение объемов информации, поступающей в органы управления и непосредственно руководителям;

2) усложнение решаемых задач;

3) необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющихся требований;

4) необходимость снятия неопределенностей, связанных с невозможностью численного измерения каких-либо факторов.


Человеческие решения являются исключительно важным для практики и интересным для науки объектом исследования. Уступая компьютеру в скорости и точности вычислений, человек, тем не менее, обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками. Эти ценные качества спасали людей на всем протяжении человеческой истории. Поэтому весьма важно разобраться в в механизмах принятия решений человеком.

ЛПР является центральным элементом в процессах принятия решений. В отличие от задач исследования операций, методы принятия решений направлены на моделирование субъективного взгляда ЛПР на решаемую проблему. Именно поэтому в принятии решений, как в научном направлении, столь существенное значение имеет учет возможностей и ограничений человеческой системы переработки информации.

Особо важную роль играют психологические факторы в неструктуризованных проблемах, где имеются лишь качественные, недостаточно определенные зависимости между основными переменными. Как человек анализирует эти проблемы? Как ЛПР учитывает недостаток информации? Ответы на эти вопросы частично содержатся в качественной модели ЛПР.

Перечислим черты человеческой системы переработки информации:

1. Человек имеет ограниченный объем кратковременной памяти; он не может уделять одновременно внимание многим аспектам, влияющим на принимаемое решение. Особенно ярко это ограничение проявляется при принятии новых решений (в отличие от повторяющихся), когда человек не может путем постоянных тренировок расширить возможности своей памяти, выработать определенную внутреннюю структуру хранения информации. Следствием этого ограничения являются известные случаи, когда ЛПР сознательно упрощает ситуацию, превращает часть критериев в ограничения, уменьшает число возможных оценок, группирует альтернативы и т.д.

2. Человек не является точным измерительным устройством; он не может совершать точные количественные измерения. Этим объясняются многие противоречия, наблюдаемые в задачах выбора, например исключение доминирующих альтернатив при сохранении доминируемых.

3. В процессе анализа проблем, подлежащих решению, человек время от времени совершает ошибки, противоречит сам себе. Эти ошибки могут быть объяснены различными Причинами: невнимательностью, ограниченным объемом кратковременной памяти, экономией усилий, но сам факт наличия таких ошибок бесспорен.

Особенности поведения человека при принятии решений:

1. Необходим процесс обучения. Человек обычно не имеет готовой, точно сформулированной политики, решающего правила. Он вырабатывает это решающее правило привычным человеческим методом «проб и ошибок».

2. Из-за ограниченного объема кратковременной памяти человек в каждый момент времени уделяет внимание ограниченному подмножеству объектов. При рассмотрении большого количества альтернатив человек первоначально применяет простые стратегии «исключения по аспектам», пытаясь уменьшить их число до обозримого, а уже потом использует более «тонкие» стратегии сравнения.

3. Человек ищет удовлетворительное, а не оптимальное решение, достаточно устойчивое к изменению внешних (им не контролируемых) факторов.

4. Человек минимизирует (подсознательно) свои усилия при поиске решения. Он меняет свои стратегии по ходу решения задач, выбирая те из них, которые требуют меньше умственных усилий. Человек стремится использовать более простые когнитивные операции (например, сложение), простые сравнения малого числа переменных и т.д.