КСО в России

Социально ответственная российская компания может принимать на себя обязательства, входящие в добровольный набор признаков социальной ответственности, что отвечает интересам самой компании и общества в целом, а именно:

экономика и корпоративное управление

· соблюдать принципы социальной ответственности, заложенные в Кодексе корпоративного поведения и Социальной хартии российского бизнеса;

· разрабатывать и последовательно соблюдать внутрикорпоративные кодексы или иные документы собственной деловой этики;

· постоянно развивать качество, потребительские свойства и социальную значимость своей продукции и услуг;

· поддерживать добросовестную деловую практику, устанавливая надёжные отношения со своими поставщиками, распространителями и заказчиками, отдавая предпочтение компаниям, отвечающим требованиям социальной ответственности;

· поддерживать развитие малого и среднего бизнеса включением собственных технологических цепочек, а также участием в соответствующих отраслевых и межотраслевых программах и фондах;

экология

· предпринимать меры технологического характера, направленные на экономию потребления энергии, водных и прочих ресурсов;

· организовывать переработку отходов производства и очистку сточных вод, постепенно внедряя безотходные технологии производства;

· ограничивать выбросы веществ, разрушающих озоновый слой, парниковых газов, химических веществ и других вредных выбросов в атмосферу;

· организовывать рациональное землепользование и поддерживать биологическое разнообразие и естественную среду обитания, в том числе создавая зоны отдыха и заповедники;

социальная политика

· участвовать в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы;

· развивать свой персонал через систему профессиональной подготовки кадров;

· осуществлять социальные проекты спонсорского и благотворительного характера на территориях своего присутствия, поддерживая их социальное благополучие, безопасность и устойчивость;

· участвовать в спонсорских и благотворительных программах регионального и федерального значения, направленных на решение острых общенациональных проблем;

· поддерживать социальные проекты в областях культуры, спорта и образования;

· участвовать в проектах частно-государственных партнёрств, направленных на решение социальных и экологических проблем общества;

· принимать участие в международных благотворительных и социальных проектах;

· поддерживать общественные и некоммерческие организации гражданского общества;

· регулярно проводить диалоги и общественные слушания с заинтересованными сторонами: акционерами и инвесторами, сотрудниками и профсоюзами, поставщиками и потребителями, представителями местных, региональных и федеральных государственных органов власти, СМИ, профессиональными объединениями, общественными и некоммерческими организациями и другими, и на этой основе вносить необходимые изменения в свою деятельность;

· повышать открытость и прозрачность своего бизнеса через системы регулярной социальной и международной отчётности по устойчивому развитию, позволяющими улучшать качество управления производством, социальным развитием и нефинансовыми рисками.

Развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) в России идет в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес. Дело в том, что под социальной ответственностью, представляемой обществу в открытой форме в ее наиболее развитом варианте, понимается деятельность компаний по трем "корзинам" ответственности: экономической (качество, безопасность продукции и услуг, а также их физическая и ценовая доступность), экологической (снижение вредных выбросов и других нагрузок на окружающую среду) и социальной (развитие собственного коллектива и внешние социальные проекты, включая благотворительность). Российский малый и средний бизнес ограничивается, как правило, лишь благотворительностью местного масштаба, предъявляя ее как основную форму своей социальной ответственности.

КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью

Как следует из приведенных данных, российский вариант КСО по движущим силам, практике применения и роли неправительственных организаций представляет собой что-то среднее между британской моделью (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемой (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО). В силу начальной стадии развитии КСО в России имеет место недопонимание ее целостной концепции, апробированных практик и полезности. КСО ориентировано на ближайший круг стейкхолдеров - государство, собственников и сотрудников. Более широкий круг заинтересованных сторон - местные сообщества, поставщики и пр. - пока не является системным признаком.
Существенным отличительным признаком российской модели КСО является решающая роль государства в ее развитии. Роль в процессе становления КСО в нашей стране неправительственных организаций мизерна.
На начальной стадии развития КСО большинство наших бизнес-структур недопонимают чисто практической важности КСО. При этом существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию КСО на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в КСО.
Одним из самых неразвитых элементов КСО в России является социальная отчетность бизнеса о своей деятельности. Она, если и имеет место, то в основном среди крупнейших бизнес-структур и то, главным образом, ориентирована на государственные органы власти и, отчасти, на акционеров. В то же время, в последние годы вопрос информационной открытости социальной деятельности российских компаний становится все более актуальным. Результаты исследований, проведенных Ассоциацией менеджеров России, позволяют утверждать, что, несмотря на ряд серьезных факторов, дестимулирующих частный сектор от раскрытия информации о социальных инвестициях, фактический сдвиг в позитивном направлении уже произошел, в первую очередь, в эшелоне крупных и транснациональных корпораций. Появился практический опыт российских компаний, которые осознают факт необходимости добровольного (не регулируемого законодательно) повышения информационной прозрачности своей социальной деятельности как стратегически оправданный шаг, нацеленный на повышение капитализации компаний.