Виды нарушений звукопроизношения

Понятие фонетических и фонематических нарушений

Фонетические дефекты выражаются в искажённом звучании звука, не смешиваемого ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно чётком выделении его ребёнком из всех других, об усвоении его как фонемы (обобщённого звука, играющего в языке смыслоразличительную роль). Так, например, ребёнок может произносить звук Р картаво или звук С – с просунутым между зубами кончиком языка, но от этого они не перестают быть именно данными звуками, не переходят в какие-то другие звуки. Такого рода дефекты являются именно косметическими – они портят только произношение звука, но не отражаются в дальнейшем на письме, на различении сходных по звучанию слов и пр.

Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится с), что свидетельствует о неразграничении ребёнком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения не ограничиваются только некрасивостью звучания звука, а имеют более серьёзные последствия. В этих случаях ребёнку будет трудно или вообще невозможно различить близкие но звучанию слова (типа МИШКА-МИСКА), то есть пострадает точность восприятия речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются и на письме, то есть один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм. ( пара– около, рядом). В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки, однако чаще всего это будут артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, Р скореё будет заменено на Л или й, чем на Ц. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне законное право на существование.

Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искажённом звучании звука, то они очень многообразны (например, один только звук р может иметь свыше 20 разных вариантов неправильного звучания). По этой причине и внутри фонетических дефектов принято выделять несколько наиболее распространённых видов искажённого звучания.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.