А этот пример можно использовать учителям для переориентации поведения детей в школе. В него тоже вошли все Пять последовательных шагов.

Мэри стучит карандашом по столу и мешает проводить урок. Учительница просит ее перестать, но постукивание продолжается. Учительница: «Мэри, что это ты все стучишь да стучишь?» Никакой реакции. Постукивание становится немного громче.

Учительница: «Хочешь знать, что я думаю .по этому поводу?»

Мэри: «Мне все равно».

Учительница: «Наверное, ты хочешь продемонстрировать всему классу, что сама себе хозяйка и никто не имеет права распоряжаться твоим поведением и запрещать тебе что-либо делать?»

Мэри (с усмешкой): «Нет»,

Учительница, обращаясь к классу: «Дети, вы согласны, если мы сегодня позволим Мэри побыть хозяйкой на уроке?»

Класс: «Конечно!»

Учительница: «Мэри, сколько раз ты бы хотела побыть сегодня хозяйкой?» Мэри: «Ни разу».

Учительница: «И все же я думаю, что, если ты вдруг изменишь свое решение, мы могли бы предоставить тебе такую возможность, А как насчет такого предложения? Ты можешь удовлетворить свое желание и сегодня почувствовать себя хозяйкой пятьдесят раз. А если не хочешь использовать эту возможность, то и не надо. Тебе решать, как вести себя дальше. Но, если ты используешь все свои пятьдесят шансов и этого будет недостаточно, скажи нам, и мы с удовольствием дадим тебе еще».

Мэри: «Ничего я не хочу!»

Учительница: «Ладно, поступай, как хочешь».

Прошло немного времени, и Мэри снова начинает стучать по столу.

Учительница, дружелюбным, спокойным тоном: «Это один раз, Мэри».

Постукивание прекращается, но через пять минут возобновляется.

Учительница: «Два, Мэри».

Учительница (после того как Мэри в течение пятнадцати минут вела себя спокойно): «Мэри, на анях я увидела, как ты красиво и изящно нарисовала в своей тетради бабочку. Я сейчас пишу научную статью для других учителей и все хочу тебя попросить нарисовать такую же бабочку для меня, чтобы наклеить ее на обложку моей работы».

Учительница, в первую очередь, выяснила, какую цель преследовала ее ученица. Затем помогла Мэри распознать эту цель, не предъявив ей никаких обвинений, и только потом поставила ее в такие условия, которые сделали эту цель бессмысленной. Открытое неповиновение Мэри не дало ей возможности почувствовать себя хозяйкой положения, потому что трудно вызывающе вести себя, если это позволено. Важно обратить внимание на то, что, когда учительница начала считать, ее голос был спокойным и дружелюбным: в нем не было ни намека на угрозу. Она делала это так, будто хотела сказать девочке следующее: «Я заметила, что ты снова демонстрируешь мне свою независимость, и решила, что мне надо помочь тебе осознать бессмысленность твоей затеи. К тому же, мне хочется, чтобы ты знала, что я люблю тебя, невзирая на твое вызывающее поведение». Помните, что вашим словам всегда должен сопутствовать добрый и сердечный взгляд.

Когда учительнице удалось сделать все притязания Мэри на влияние несостоятельными, она предусмотрела для нее альтернативу проявить себя в полезном деле, попросив нарисовать бабочку на обложке своей работы. Таким образом она переориентировала цель поведения ученицы и дала ей возможность совершить полезный поступок.

• ЧТО ПРОИЗОШЛО С ДЖАСТИНОМ

Первую главу этой книги я начала с рассказа о десятилетнем мальчике по имени Джастин и обещала подробно рассказать о том, как проходила переориентация его поведения.

Родители Джастина записали его в наш летний лагерь. Перед началом лагерного сезона я провела беседу с его родителями, чтобы узнать о том, что они пытались исправить в поведении своего сына. Мне удалось выяснить, что у Джастина было немало серьезных проблем с поведением в школе.

Друзей у него почти не было. Каждый раз по малейшему поводу он выходил из себя, терял контроль над своими действиями и ввязывался в драки с другими детьми. Было уже несколько неприятных инцидентов в школьном автобусе, когда водителю приходилось останавливаться, чтобы успокоить Джастина перед тем, как поехать дальше. На переменах учителям приходилось часто сдерживать его. чтобы предотвратить драки с детьми.

Родители попросили меня поработать над переориентацией его поведения в следующих направлениях:

1. Джастин выходит из себя, теряет контроль над своими действиями.

2. Джастин не ладит с другими детьми.

В первую очередь, я решила заглянуть в глубь этой проблемы и найти истинные причины такого поведения мальчика.

Оказалось, что Джастин страдал врожденным кожным заболеванием. И его лодыжки были очень чувствительны к боли. Легкий удар или даже прикосновение причиняли мальчику острую боль. Если во время игры кто-то случайно задевал его больное место, то Джастин вскрикивал от боли и в отместку наносил удар своему партнеру. Обычно в таких случаях его родители бегом устремлялись к сыну, чтобы утешить и как-то смягчить боль.

По всей видимости, в раннем возрасте он неверно воспринял такое отношение родителей к своему недугу и теперь, даже невзирая на то, что ноги у него больше не болят, по-прежнему продолжал привлекать к себе внимание вспышками гнева.

В нашем лагере мы старались установить равноправные взаимоотношения, поэтому большинство обязанностей делили между собой поровну. Кроме того, привлекали отдыхающих к разработке и совершенствованию всех правил и норм поведения.

Скверное поведение Джастина проявилось уже в самый первый день его пребывания в лагере. Когда он пришел на участок, где мы должны были разбить лагерь, то сразу устремился к месту, расположенному под высокими соснами, с возгласом: «На этом месте будет стоять моя палатка!» К нему подошли несколько девочек с просьбой оставить это место им, так как для их большой палатки оно было самым удобным, но Джастин ответил: «Нет! Я первый занял это место!» Девочкам ничего не оставалось, как подыскать другое место.

Когда Джастин принялся устанавливать палатку, то обнаружил, что некоторые колья не вбиваются в землю, потому что участок был каменистым. Он пошел к девочкам и попросил их поменяться местами, но те отказались. С воплями возмущения он подбежал к нам и заявил: «Девочки заняли все хорошие места, поэтому я никак не могу поставить свою палатку!»

Я предполагала, что Джастин, перекладывая вину с больной головы на здоровую, попытается добиться, чтобы я, как и его родители, стала его утешать, но моя реакция сделала его требования несостоятельными. Весьма дружелюбным тоном я сказала ему: "Плохи твои дела». Больше ничего не было сказано.

На следующий день мы проводили лагерный сбор. Кто-то из ребят сказал: «V меня есть жалоба. Джастин все время придирается ко мне и обвиняет в том, к чему я не имею никакого отношения».

Я поняла, что мне представилась хорошая возможность. Сначала я спросила у Джастина: «Ты не будешь против, если мы объясним группе, почему у ребят складывается такое отношение к тебе?» Джастин согласился, и я рассказала ребятам следующее: «Когда Джастин был еще совсем маленьким, у него очень болели ноги. Если кто-то из детей случайно задевал его больное место, он вскрикивал от очень сильной боли. И его папа с мамой спешили к нему, чтобы успокоить и облегчить эту боль».

return false">ссылка скрыта

Джастин стоял рядом и внимательно слушал меня, а я продолжала: «Похоже, что у Джастина вошло в привычку привлекать к своей персоне внимание излишней раздражительностью и криками по всякому малейшему поводу. Может быть, отдохнув в нашем лагере, он изменит своей привычке и перестанет так себя вести». Джастин ничего не сказал, а только довольно улыбнулся.

Следующие семь дней мы старались вести себя так, чтобы Джастин осознал бессмысленность ошибочной цели своею поведения, но он по-прежнему продолжал злиться. Улучив удобный момент, когда все мы сидели вечером вокруг костра, я задала ему такой вопрос: «Джастин, посоветуй, что нам делать, когда ты начинаешь злиться?» Он ответил: «Не знаю». Тогда я сказала: «А как ты посмотришь на то, если мы все будем просто уходить от тебя подальше, чтобы не сердиться, слушая твои истошные вопли. А когда закончишь кричать, можешь снова к нам подойти».

На следующий день мы устроили веселое водное «сражение». Его участники старались обрызгать друг друга водой из полиэтиленовых фляжек. Джастин тоже присоединился к этой игре. Кто-то неожиданно облил его водой, и тут Джастин не вытерпел. В сердцах он забросил свою фляжку далеко в лес и разразился пронзительным криком, обвиняя нас в нанесении «смертельной обиды». Не раздумывая, мы молча отошли от него подальше, уселись на склон холма и стали ждать. Джастин подошел к нам примерно через пятнадцать минут и сказал: «Ребята, вы лучше не заходите в фургон». Должна сознаться, что в тот момент на душе у меня стало тревожно. Что же он наделал? В порыве бешенства разорвал брезент на фургоне? «Почему?» — спросила я его с некоторой тревогой.

То, что ответил Джастин, меня по-настоящему удивило: «Потому что я увидел, как туда залетела пчела, а я не хочу, чтобы она кого-нибудь из вас ужалила».

Впервые Джастин проявил какую-то заботу о других!

Тогда я спросила его: «Нормально ты себя чувствовал, когда мы ушли от тебя, или злился еще больше?» Его ответ был неожиданным: «Нет, продолжайте и дальше так делать. Вы помогаете мне успокоиться и взять себя в руки».

Со временем мы заметили, что цели поведения Джастина стали постепенно сменять одна другую. Сначала он пытался доказать, что ему все время «больно». «Аи! Ой, как больно! Я обжег свой палец!» Видя, что мы никак на это не реагируем, он стал стремиться к тому, чтобы быть всегда и везде первым: «Я первый сюда прибежал! Я первый встал в строй!» Затем он стал говорить примерно следующее: «Мой папа купил новую машину. А наш дом больше вашего!» Что только Джастин не делал, чтобы обратить внимание на свою исключительность! Когда ребенок начинает так себя вести, то наступает подходящий момент переориентировать его поведение. Ведь он уже понял, что ведет себя бессмысленно и сам пытается найти новые пути самоопределения во взаимоотношениях с окружающими.

Теперь нужно было помочь Джастину ощутить его личную значимость в каком-нибудь полезном деле. И я обратилась к нему с просьбой: «Джастин, ты не поможешь мне перенести отсюда эту большую кучу веток в другое место, чтобы она не загромождала территорию лагеря?»

Во время игр мы часто объединялись в команды (такие игры вырабатывают навыки коллективной деятельности), и Джастин с большим удовольствием принимал в них участие.

Свидетельством перемен, наметившихся в его поведении, стал последний день пребывания в лагере. Накануне вечером он забросал грязью палатку одного мальчика, который очень разозлился и стал кричать на Джастина. Джастин ушел от него подальше и спрятался в фургоне. Мальчик последовал за ним, но Джастин выбрался из фургона через заднюю дверь и уселся на большом камне. Мальчик подошел к нему и столкнул с камня. Джастин вскочил на ноги, моментально выразив свое обычное отношение к «обидчику»: «Сейчас как врежу!» Но в то же мгновение спохватился и спокойно сказал: «Я не собираюсь на тебя злиться, Бобби». Бобби облегченно вздохнул и сказал: «Ничего себе, Джастин, да ты, я вижу, прекрасно умеешь держать себя в руках!» Оба засмеялись. «Так, может быть, ты все-таки поможешь мне очистить палатку от грязи?» — спросил Бобби. «Конечно, — сказал Джастин. — С удовольствием. Я ведь сам виноват в том, что она грязная».

Через три месяца мне довелось присутствовать на родительском собрании в школе, где учился Джастин. Оказалось, что он только однажды затеял в классе шумную ссору, которую сам же быстро смог прекратить. Когда он все-таки злился, то, как правило, говорил об этом учителю физкультуры.

Кроме того, его родители сумели и дома придерживаться тех же воспитательных принципов, которые я использовала в лагере. Нет сомнения в том, что это помогло сделать перемены в поведении Джастина необратимыми.

• ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ «НЕ СРАБАТЫВАЕТ»

Если ваши попытки в использовании некоторых воспитательных приемов, описанных в этой книге, окажутся безуспешными и не приведут к положительным результатам, то проверить правильность своих действий вам поможет следующий контрольный перечень.

«Я убедился, что не причинил ребенку никаких страданий».

«Я говорил с ним в тоне, не унижающем его достоинство».

«Ребенок почувствовал на себе мою любовь и ласку».

«Меня самого устраивали оба варианта выбора, которые я предложил своему ребенку».

«Я способствовал тому, чтобы ребенок открыто высказал свое мнение».

«Я с уважением отнесся к своему ребенку».

«Я помог ребенку осознать цель его поведения». «Я был не слишком многословен».

«Разработанное мной последствие было действительно логическим».

«Я помог ему почувствовать свою значимость».

Рекомендации

Чтобы в любой момент вы могли быть готовы к использованию этих новых методов воспитания, вам необходимо подробно описать какой-нибудь случай из вашего личного опыта, в котором, по вашему мнению, вы действовали неэффективно. Попытайтесь разбить его на пять основных ступеней переориентации поведения детей, которые мы с вами подробно рассмотрели, и определите, в чем заключались ваши ошибки и что вы можете сделать по-другому, если это произойдет с вами опять. Такая аналитическая работа поможет вам со временем выработать интуитивный подход к выбору методов воспитательного воздействия в соответствии с тем или иным поведением ребенка.