Архитектура постмодернизма. Ле Корбюзье
Вархитектуре еще на закате модерна железобетонная конструкция здания свелась в конечном счете к соответствию внутренних и внешних форм. Конструктивизм предполагал серийное проектирование жилых домов, как две капли воды похожих один на другой, где ордерный канон уступал место простому соединению конструкций. Признанным лидером нового движения стал Ле Корбюзье. Он выдвинул новую градостроительную концепцию «Современный город на 3 миллиона жителей», предвосхитившую на десятилетия композицию городского ансамбля: территория должна была застраиваться башенными домами, между которыми располагались зеленые зоны и транспортные магистрали. Любопытно, что Ле Корбюзье охарактеризовал дома как «объекты, поставленные посреди пейзажа», словно предвидя, что эти конструкции будут заведомо чужды природе. В своих зданиях архитектор широко использовал бетон, структуру ячеек, передвижные перегородки в интерьере, реализуя на практике пять пунктов новой архитектуры: дом поднимается над землей на сваях; применение каркаса обеспечивает свободную планировку интерьера; опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что делает возможным любое его оформление; геометрический объем завершается плоской кровлей; ленточные окна выполняют сугубо функциональную роль. Принудительная геометризация, отсутствие зрительных акцентов, «верха» и «низа», основания и завершения делали конструктивистские здания невыразительными. В период между двумя мировыми войнами концепция строительства крупномас-
ЛеКорбюзье. Павильоне парке Медельхем. Брюссель
штабных «машин для жилья» существовала лишь в проектах, и высотные здания, которым отводилась главная градообразующая роль, возводились только в Америке - в гуще городской застройки, вне связи с градостроительной системой.
В Европе наиболее продуктивно развивались две градостроительные тенденции. Первая - антиурбанистическая, основанная на старой идее города-сада, имела целью рассредоточить население больших городов в расположенных вокруг городах-спутниках. Идеальная модель города предполагала объединение в одном ансамбле жилых районов, парковых и лесных зон с вынесением за пределы этого «зеленого пояса» автомобильных дорог.
Вторая - урбанистическая тенденция состояла в благоустройстве жилых, особенно рабочих, кварталов, рационализации городского транспорта, зонировании территории. В русле этой тенденции производились частичная реконструкция и возведение дешевого муниципального жилья в Кёльне, Амстердаме, Берлине, Вене и других городах. Эта так называемая социальная архитектура соответствовала самым необходимым потребностям жильцов, что и обусловило строительство малоэтажных домов с малогабаритными «минимальными квартирами». Она базировалась на использовании новых конструкций (металлического каркаса, сборных бетонных панелей) и материалов (железобетона, стекла), способствуя зарождению новой эстетики утилитаризма и рационализма. В многочисленных жилых кварталах и рабочих поселках, застроенных секционными домами, выявились эстетическая скудость и удручающее однообразие «социальной архитектуры», отвечавшей лишь аскетическим нуждам человека. Таковы, например, поселки «Сите модерн» около Брюсселя, «Карл-Маркс-Хоф» в Вене, «Китайская стена» в Берлине. В целом рационалистическая архитектура превратилась в интернациональное явление, оперирующее едиными градостроительными и архитектурными принципами.
В то же время архитектурный облик административных и общественных зданий, несмотря на использование железобетонных конструкций и новых материалов, оформлялся в духе национальной романтики или неоклассики. Таковы крупнейшие общественные здания - Дворец Шайо в Париже, построенный Жаком Карлю, дворец Стоклетт в Брюсселе, спроектированный Жаном Ван Неком и Вик-
тором Орта, Дворец наций в Женеве, созданный по проекту Анри Нено, - сооруженные в конце 30-х годов.
Еще большее значение неоклассика приобрела как официальный стиль тоталитарных режимов, сформировавшихся в межвоенные десятилетия и опирающихся на классическое и национальное наследие. В таком стиле гигантских размеров, не соответствующих пропорциям человеческого тела, были построены парадные комплексы административных зданий в Риме, Мюнхене, Нюрнберге, Мадриде,